Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 05/08/2009, в 15 ч. 54 мин., 1164 просмотров

Дым от лесных пожаров в Индонезии затянул и соседние страны

Российский Бе-200 тушит лесные пожары на Калимантане. Фото: РИА Новости
Огромные пространства Юго-Восточной Азии (ЮВА) вновь затянуты густым удушающим дымом: в Индонезии опять горят леса, создавая серьезную угрозу не только для экономики, но и для здоровья миллионов людей - в том числе, и в других странах.

Даже в соседней Малайзии лишь три из 49 наблюдающих за качеством воздуха станций оценивают его как "хорошее", тогда как 12 - как "нездоровое", сообщается в среду на официальном сайте министерства по делам окружающей среды страны.

А в расположенном на острове Калимантан, который эта страна делит с Индонезией и Брунеем, штате Саравак видимость упала с нормального показателя в четыре километра и более до менее чем 800 метров. Как сообщает интернет-издание малайзийской газеты Star, проведенная днем ранее аэрофотосъемка выявила на Калимантане одномоментно 877 очагов загорания, а на соседнем острове Суматра - 383 (при том, что погода над Суматрой была облачной, и многие остались скрытыми за облаками).

Только в июле и только в одной индонезийской провинции Риау, по данным местного отделения Greenpeace, были зарегистрированы почти 3 тысячи очагов загорания, и затянувший огромные пространства дым уже вынудил несколько раз откладывать авиарейсы, сообщил телеканал Metro TV.

Леса на Суматре и Калимантане горят каждый год, но наиболее сильными пожары были в 1997-98 годах, когда ущерб, понесенный от них странами региона, составил около 9 миллиардов долларов, выгорело свыше 9 миллионов гектар, а в атмосферу, по оценкам, было выброшено от одного до двух миллиардов тонн углерода.

Причин пожаров много. Прежде всего, это подсечно-огневое земледелие, к которому до сих пор прибегают многие индонезийские крестьяне в глубинке гигантской страны. Раз в несколько лет они валят лес, дают стволам подсохнуть, а незадолго до наступления сезона дождей поджигают их, чтобы очистить и удобрить землю перед посевом. Через несколько лет, когда почва истощится, все повторяется по-новому.

Подобное "кочевое" земледелие существует в Индонезии уже сотни и тысячи лет, однако в последние десятилетия население Калимантана и Суматры резко возросло, и потому отдельные очаги пожаров в наши дни сливаются уже в настоящие моря огня.

Кроме того, большие площади двух островов сейчас заняты плантациями масличной пальмы, требующими периодической очистки и замены стареющих деревьев. Образующиеся горы сухих ветвей проще всего сжечь - хотя на бумаге это и запрещено. Впрочем, как и расчистка земель при помощи огня. Кстати, под новые плантации место также расчищать проще всего огнем.

Наконец, на ЮВА (и, прежде всего, Индонезию) приходится около 60% тропических торфяников мира, и в разгар сухого сезона даже пожар в одном месте может превратиться в очаг, охватывающий до миллиона гектар. Кстати, именно этот легко воспламеняющийся, но трудно тушимый материал и дает больше всего дыма.

Россия имеет немалый опыт борьбы с пожарами на торфяниках, в 2006 году на помощь Индонезии по личной просьбе ее президента Сусило Бамбанга Юдхойоно пришли летчики МЧС РФ на уникальных пожарных самолетах-амфибиях российского производства Бе-200.

"Конечно, мы могли бы обратиться и к другим странам, однако пожарные самолеты такой грузоподъемности, как Илюшин и Бе-200, фактически, являются монополией России", - заявил РИА Новости в те дни государственный министр по вопросам научных исследований и технологий Индонезии Кусмаянто Кадиман.

"А ведь сначала Джакарта чуть было не совершила ошибку", - рассказывал подписавший контракт об аренде самолетов МЧС с индонезийской стороны агент Национального управления по чрезвычайным ситуациям (Бакорнас) Сурьо Гуритно (Soeryo Guritno).

Увлеклись мощью самолета Ил-76, принимающего на борт свыше 40 тонн воды, и забыли о том, что выдержать такую нагрузку способны всего три аэропорта крупнейшего архипелага мира, причем расположенные там, где пожаров как раз нет, сказал он.

"Нет, островной Индонезии нужны именно самолеты-амфибии Бе-200, способные садиться на воду и работать в кольцевом режиме, забирая ее из рек, озер и морей при глиссировании, без посадки на аэродром", - считает Гуритно.

"Мы не видели такого даже в Европе, хотя участвовали в тушении пожаров в Португалии и Испании, - рассказывал командир авиационной группы МЧС России Валерий Крузе. - С воздуха хорошо видно, что здесь, на Калимантане, вся жизнь связана с водными трассами и проходит на воде".

"Однако индонезийская сторона смогла не только остановить движение и предоставить нам целый участок на одной из крупных местных рек, чтобы мы могли забирать воду для тушения пожаров, но даже разместили на реке специального авиадиспетчера", - подчеркнул Крузе.

Остались довольны российскими самолетами-амфибиями Бе-200 и индонезийцы. "Это просто великолепная машина", - комментирует итоги очередного сброса воды на горящий лес участвующий в вылете сотрудник Национального управления по чрезвычайным ситуациям (Бакорнас) этой страны Сутрисно (Sutrisno).

"Наш подход отличается от американского: те работают с больших высот, стараясь не приближаться к огню, что малоэффективно", - пояснил возглавлявший российскую авиагруппировку начальник авиации МЧС РФ генерал-лейтенант МЧС РФ Рафаиль Закиров.

Российские самолеты Бе-200 поистине уникальны. "За этой машиной стоит огромный труд конструкторов и заводских специалистов, однако без поддержки МЧС она вряд ли бы стала серийной", - рассказал он.

Бе-200 могут взлетать с внутренних водоемов и морских акваторий глубиной более двух метров при высоте волны 1,2 метра и волнении моря до трех баллов. В режиме глиссирования такой самолет за 12-14 секунд набирает на борт 12-13 тонн воды, и подобная его способность особенно важна в условиях островной Индонезии. Пожаротушение на Калимантане велось по кольцевой схеме: самолет забирает воду, направляется к очагу пожара, сбрасывает ее и возвращается к водоему для нового забора.

"Но ведь это только кажется, что волна одинакова, а на самом деле она везде разная: бывают ветровые, приливные, другие волны. И посадки в воды Индийского океана указали на определенные усовершенствования, которые необходимо внести в их конструкцию", - сказал в заключение Закиров.





Источник РИА Новости




Комментарии

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2019 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100