Опубликовано 02/08/2009, в 18 ч. 02 мин., 4197 просмотров

На Земле началось массовое вымирание

В Австралии сельское хозяйство изменило или разрушило половину всех лесных массивов; около 70% оставшихся лесов находятся под угрозой вырубки. Порядка 80% видов могут лишиться привычных ареалов обитания. Фото: NASA / http://earthobservatory.nasa.gov/
Согласно результатам исследований экологических организаций, планета Земля сейчас находится в начальной стадии шестого в своей истории массового вымирания. Основными причинами начавшегося нового вымирания на нашей планете ученые считают человеческую деятельность и различные распространяющиеся болезни. Признаки первых "очагов" вымирания уже заметны в Южном полушарии: в Австралии, Новой Зеландии и на тихоокеанских островах. Об этом сообщает NEWSru.com со ссылкой британскую газету The Guardian и сайт InoPressa.ru.

В докладе, опубликованном в журнале Conservation Biology, говорится, что большая часть Южного полушария уже сейчас находится в особенно угрожающем состоянии. Один из ведущих авторов исследования, Ричард Кингсфорд, эколог из Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, отмечает, что в Австралии буквально на глазах разрушается потрясающая природа, а биологические виды находятся под угрозой исчезновения или сужения ареала обитания. Прежде всего, это связано из-за изменения климата, вторжения чужеродных видов, чрезмерной эксплуатацией земель человеком и различных загрязнений и заболеваний, распространенных в данном регионе.

Особое внимание в своем исследовании экологи обращают на разрушение и деградацию экосистем. Так, например, в Австралии сельское хозяйство изменило или разрушило половину всех лесных массивов; около 70% оставшихся лесов находятся под угрозой вырубки. Если изменения в экосистемах будет и далее так продолжаться, то более 80% видов могут лишиться привычных ареалов обитания.

К сожалению, ученые уже практически не верят в то, что ситуация может измениться в лучшую сторону. В ближайшие десятилетия влияние человека на экосистемы региона будет постоянно расти. К 2050 году население Австралии вырастет на 35%, Новой Зеландии - на 25%, в Папуа-Новой Гвинее этот прирост составит 76%.

Ученые отмечают и тот факт, что из 2500 видов, "колонизировавших" регион, большая часть была завезена и распространена на территории Австралии правительством или заинтересованными фермерами. Кроме того, сейчас глобальное изменение климата вынуждает многие виды мигрировать южнее, в сторону Антарктики.

В докладе ученые дают конкретные рекомендации, следуя которым можно на некоторое время замедлить процессы вымирания видов. Среди наиболее действенных мер следует выделить следующее: ограничение расчистки сельскохозяйственных площадей, вырубки лесов, рыболовства (особенно донного трала) и горной добычи; более вдумчивое использование новых чужеземных видов; сокращение выбросов двуокиси углерода и загрязнения окружающей среды в целом.

Издание называет пять предыдущих массовых вымираний живых существ на Земле: в конце мелового периода (65 млн лет назад), когда, как считается, вымерли динозавры, в конце триасового периода (200 млн лет назад), массовое пермское вымирание (250 млн лет назад), в ходе которого погибло порядка 95% всех живых существ, девонское вымирание (360 млн лет назад), ордовикско-силурское вымирание (440 млн лет назад).