Опубликовано 02/06/2009, в 11 ч. 49 мин., 1110 просмотров

Эволюция комаров угрожает галапагосской фауне - ученые

Эволюция комаров угрожает галапагосской фауне - ученые. Фото: РИА Новости
Эволюция комаров, обитающих на Галапагосских островах и питающихся кровью рептилий, в том числе и всемирно известных галапагосских черепах, несет угрозу диким обитателям здешних мест, считают авторы статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи обеспокоены возможностью привнесения на архипелаг возбудителей заболеваний с материка из-за набирающих популярность туристических поездок. В этом случае комары, адаптировавшиеся к питанию кровью рептилий - доминирующей на островах группы животных, смогут очень быстро разнести заболевания по всему архипелагу. Ученые считают, что иммунная система местных обитателей, в течение тысячелетий развивавшаяся в изоляции от всего остального мира, не позволит им пережить эпидемию подобного рода.

Такое открытие группа британских ученых под руководством Арнауда Батайля (Arnaud Bataille) из Университета Лидса (Великобритания) сделала в ходе генетического исследования обитающего здесь вида комаров Aedes taeniorhynchus, на континенте обычно населяющего территории солончаков.

Оказалось, что это вид насекомых заселил архипелаг не 500 лет назад, с приходом человека, как считали ученые, а гораздо раньше - по меньшей мере 200 тысячелетий назад. За это время этот вид москитов претерпел значительную эволюцию, а генетическая разница между ним и континентальным видом стала настолько велика, что ученые полагают, что его стоит выделить в отдельный галапагосский вид.

В отличие от своих материковых собратьев галапагосские москиты выработали не только способность питаться кровью рептилий (материковые виды комаров питаются преимущественно кровью млекопитающих), но и размножаться вдали от мангровых зарослей и болот - основных мест обитания солончаковых москитов.

Популяции этих комаров могут распространяться вглубь островов на 20 километров, где могут давать потомство на высоте до 700 метров над уровнем моря.

Комары являются основными переносчиками таких опасных заболеваний, как нильская лихорадка и малярия, а потому несут большую потенциальную угрозу местной фауне. Авторы статьи полагают, что в дополнение к санитарным нормам, которые правительство Эквадора установило для воздушных судов и которые предполагают регулярную инсектицидную обработку внутренних помещений, аналогичные нормы нужно ввести и для морского транспорта.