Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Росатом подтверждает, что не планирует продлять контракты на ввоз в РФ обедненного урана из ЕС, но опасные транспортировки продолжатся

Росатом подтверждает, что не планирует продлять контракты на ввоз в РФ обедненного урана из ЕС, но опасные транспортировки продолжатся

23/05/2009 15:10 / 👁 1308 / Источник Беллона / Поделиться:
Государственная корпорация "Росатом" не заинтересована в продлении контрактов с Францией и Германией на дообогащение обедненного гексафторида урана (ОГФУ), сообщил директор департамента по работе с регионами и общественными организациями ГК "Росатом" Игорь Конышев на пресс-конференции в Томске 20 мая. Тем не менее, транспортировки будут продолжаться по крайней мере полтора года. Радиоактивные отходы. Фото: http://times.liga.net Радиоактивные отходы. Фото: http://times.liga.net


"Сейчас, когда собственная атомная энергетика и наше международное участие достаточно активно развиваются, нам есть чем заполнить свои разделительные мощности. Поэтому эти контракты для нас не кажутся экономически эффективными", - цитирует слова Конышева агентство "Интерфакс-Сибирь".

Он пояснил, что контракты с Германией и Францией заключались в 1990-х годах, когда простаивали обогатительные мощности, и России нужны были хоть какие-то контракты для их заполнения. Осталось не ясным, что именно произошло с оценкой экономической эффективности ввоза заподноевропейских отходов обогащения урана. Вероятно, на решение не продлевать контракты повлияли общественные протесты и угроза антикоррупционного расследования обстоятельств заключения сомнительных контрактов.

"Мы по одному контракту это решение уже приняли и не продлили его в установленные сроки, поэтому один из контрактов заканчивается в конце 2009 года. Второй контракт завершается в конце 2010 года, и там решение должно было бы быть принято летом этого года, но никакой подготовки решения у нас сейчас не ведется", - сказал Конышев.

Конышев не назвал предприятия-поставщики отходов. Это компания URENCO, с заводов которой в немецком Гронау и Нидерландском Альмело шел основной поток "урановых хвостов". Именно с URENCO контракт заканчивается в этом году и не будет продлен. Однако до конца года возможно несколько транспортировок опасного груза, в том числе в ближайшее время. Другой поставщик "хвостов" - французская Eurodif может продолжать поставлять обедненный уран еще полтора года.

Представитель Росатома также уточнил, что дообогащение ОГФУ ведется на четырех заводах - в Северске (Томская область), Новоуральске (Свердловская область), Зеленогорске (Красноярский край) и Ангарске (Иркутская область).

Российские экологические организации выступают против ввоза иностранного ОГФУ, называемого также "урановыми хвостами". По их мнению, ОГФУ является отходами обогащения урана, а сделки по дообогащению ОГФУ представляют собой прикрытие ввоза радиоактивных отходов в Россию на вечное хранение. Протесты регулярно проходят как в точке ввоза урановых хвостов, в Санкт-Перербурге, так и в местах назначения опасного груза - в Екатеринбурге, Томске, Красноярске и Иркутске.

Экологи также говорят об опасности транспортировок ОГФУ для здоровья людей и окружающей среды. По их данным при разгерметизации контейнеров с "урановыми хвостами" образуется опасная плавиковая кислота, что может привести к смертельным случаям на расстоянии до 32-х километров от места аварии. По сообщению агентства "Интерфакс-Сибирь" Игорь Конышев на пресс-конференции в Томске заявил, что перевозка радиоактивных материалов по железной дороге представляет гораздо меньшую опасность чем перевозка угля. "Поэтому я предлагаю начать бороться против цистерн с аммиаком, кислотой, бензином, транспортами угля, потому что они относятся к 4-5 категориям, в противовес седьмой категории, к которой относятся наши грузы", - сказал Конышев. Как именно Росатом намерен бороться с перевозками бензина и угля Конышев не пояснил.

Сравнение перевозки химически токсичного и радиоактивного вещества и угля экологи расценили как неудачный пиар ход Росатома. "Уголь перевозят насыпью в открытых полувагонах, в то время как ОГФУ требует особых стальных контейнеров. При аварии состава с углем опасная зона составляет не более сотни метров, в то время как при выходе ОГФУ опасность для жизни людей может возникнуть в десятках километров от места происшествия. Говорить, что перевозка угля более опасна, чем перевозка радиоактивных отходов может только пиарщик Росатома. Не стоит серьезно относиться к таким смехотворным заявлениям", - пояснил в интервью для Беллоны.ру Рашид Алимов, лидер организации "Экоперестройка".

Всего по данным экологов в Россию ввезено около 100 тысяч тонн "урановых хвостов". Со-председатель группы "Экозащита!" Владимир Сливяк называет ввоз ОГФУ "циничным и аморальным бизнесом" и требует немедленного прекращения опасных транспортировок. Активисты организации "Экоперестройка" заявляют, что будут продолжать встречать протестами приход в С.-Петербург каждого из судов с опасным грузом на борту.

Последние новости

Популярные новости