Опубликовано 12/05/2009, в 11 ч. 50 мин., 1193 просмотров

Генетики разгадали секрет защиты растений, помогающей выжить в условиях засухи и холодов

Засуха. Фото http://www.vesti.es
Группу протеинов, которая помогает растениям выжить в условиях засухи и холодов, удалось обнаружить международной группе ученых-генетиков после продолжавшихся более двух десятилетий исследований. Ключом к успеху стало понимание механизма действия абсцизовой кислоты - гормона растений, который накапливается осенью в семенах и почках.

"На протяжении последних 20 лет ученые пытались определить, какой именно фактор "включает" защитную реакцию растения", - отметил в интервью телекомпании Си-Би-Си эксперт по клеточной биологии растений в Торонтском университете Питер Маккорт - один из участников исследования, результаты которого опубликованы в журнале "Сайенс экспресс". Совместно с коллегами из США и Испании канадские исследователи обнаружили 13 генов-рецепторов, которые связываются с молекулой абсцизовой кислоты. В ходе исследований они применили методику, используемую при анализе новых медицинских препаратов и пришли к выводу, что именно этот гормон повышает устойчивость кукурузы и других сельскохозяйственных культур к засухе. В то же время включение защитного механизма растений оборачивается тем, что их рост замедляется. "Однако такая компенсация - большая устойчивость к климатическим изменениям в обмен на замедленный рост - может оказаться не слишком существенной на фермерских полях, - считает Питер Маккорт. - Открывается возможность для того, чтобы оптимизировать культуры для сельского хозяйства". В частности, это исследование может в конечном счете привести к созданию достаточно дешевого и стабильного соединения, которое можно было бы распылять на полях при засухе. Саму абсцизовую кислоту применять в широком масштабе не удастся, поскольку ее получение было бы крайне дорогим, а сама кислота разлагалась бы под воздействием солнечных лучей.

Источник РИА АМИ