Опубликовано 14/03/2009, в 09 ч. 47 мин., 1245 просмотров

Новый вид птиц на Соломоновых островах подтверждает теорию Дарвина

Соломоновы острова. Фото: http://www.solomonovy-ostrova.turne.com.ua
Новый вид птиц, обнаруженный на Соломоновых островах, подтверждает теорию о том, в отсутствии конкуренции вид может быстро эволюционировать и занять пустующие ниши в природной иерархии, говорится в сообщении международного общества Bird Life.

Представители нового вида пернатых получили название белоглазка Ваникоро или белоглазка Гиббса (Zosterops gibbsi) в честь Дэвида Гиббса, первого человека, увидевшего птицу. Официальное описание этого вида было представлено в научном журнале Ibis доктором Гаем Датсоном из Австралии, который возглавил недавнюю экспедицию на остров Ваникоро (небольшой островок в юго-западной части Тихого океана в архипелаге Соломоновых островов), чтобы собрать доказательства существования этого вида.

"Генетические исследования свидетельствуют о том, новый вид белоглазки образовался в результате эволюции быстрее, чем какой-либо из известных науке видов класса пернатых, включая знаменитых дарвиновских вьюрков. Напомним, что именно различия между 13 видами вьюрков, обитающими на соседних островах Галапагосского архипелага, однажды подсказали Чарльзу Дарвину идею происхождения видов, которая легла в основу его теории эволюции видов",- говорится в сообщении.

Как и у дарвиновских вьюрков, у белоглазки Ваникоро в результате эволюции появилась уникальная форма клюва и особенное пищевое поведение. В отличие от белоглазки с острова Санта Круз (самой близкой по географии), у нового вида белоглазки длиннее клюв, иное строение ног и другой цвет окологлазного оперения. Белоглазки Ваникоро обитают в тропических лесах, питаются насекомыми и мелкими фруктами.

"По свидетельствам исследователей, до трех взрослых особей нового вида кормят птенцов, высиженных в одном гнезде, что предполагает совместное вскармливание потомства. А эта особенность была описана только у двух из остальных видов белоглазок. Манера добывает корм у белоглазки Ваникоро тоже иная, нежели у их близких сородичей. Они ищут пищу более медленно и методично. Это дает основания полагать, что этот вид занял пустующее место в пищевой цепочке", - отмечается в публикации.

По мнению ученых, эволюция белоглазки Ваникоро, как и в случае с дарвиновскими вьюрками, обусловлена отсутствием конкуренции на острове.

"Наибольшей угрозой для уникального вида могут стать завезенные на остров животные, например, крысы. Биологи отмечают, что в настоящее время хищники, завезенные людьми, представляют огромную угрозу для многих исконных видов в акватории Тихого океана", - говорится в сообщении.