Опубликовано 11/02/2009, в 13 ч. 34 мин., 2439 просмотров

Бабочки помогут в создании альтернативных солнечных батарей

Бабочка. Фото: Правда.Ru
Помимо того, что бабочки являются одними из самых красивых творений природы, они еще и весьма экономичные создания. Это было обнаружено в результате последних экспериментов, проведенных учеными разных стран. Возможность таких исследований стала доступна благодаря стремительному развитию нанотехнологий.

Ученые из Нидерландов, в результате лабораторных экспериментов разработали новый тип солнечных батарей, взяв за основу устройство глаз ночных бабочек, которые видят в темноте. Их глаза способны абсорбировать солнечное тепло благодаря специальному покрытию, представляющему собой нанотрубки, сужающиеся к концу. При прохождении света вдоль нанотрубок увеличивается его преломление, в итоге практически весь свет, попадающий в глаз, доходит до нервных окончаний. Ведь современные солнечные батареи обладают весьма значительным недостатком - большая часть энергии рассеивается, что делает их использование экономически нерентабельным, сообщает Lenta.Ru.

На основе этих исследований учеными был создан материал, действующий по принципу глаз бабочки. Свойства этого материала зависят не от состава, а от структуры. Он состоит из нановолокон различной длины, которые обусловливают различные оптические свойства на разных участках. Такой материал, в отличие от обычных материалов, используемых при изготовлении солнечных батарей, отражает меньше излучения.

Кроме того, ученые выяснили, что некоторые части крыльев этих насекомых могут накапливать солнечную энергию, и это способствует их выживанию во время похолодания или при полете на большой высоте - в случае необходимости структура некоторых участков крыльев насекомых способна меняться на наноуровне, пишет Правда.Ru.

Если бабочке требуется аккумулировать тепло, определенные клетки их крыльев выступают в качестве призм, а другие начинают накапливать солнечную энергию. И хотя учеными еще недостаточно исследован механизм подобного процесса, данное открытие позволяет утверждать, что коэффициент его полезного действия больше, чем у созданных человеком солнечных батарей.

Китайским ученым удалось разработать первые образцы основы солнечных батарей, для которых крылья бабочек вначале выдерживают в химическом растворе, а в дальнейшем сжигают при 500 С. При этом остается диоксид титана, играющий в микроструктуре клеток роль природного фотоанода - из него впоследствии изготавливается пленка-подложка для элементов солнечных батарей.

Из-за недостаточной изученности сферы нанотехнологий такие элементы искусственным образом пока создать невозможно, поэтому, по словам ученых, приходится применять метод сжигания, чтобы получить материал для исследований.

В результате экспериментов было обнаружено, что созданные пленки-подложки способны аккумулировать тепловую энергию в больших количествах, следовательно, и изготовленные из них элементы солнечных батарей станут очень эффективными и недорогими.

Однако чтобы приступить к коммерческой разработке подобной технологии, экологам и биологам придется сделать непростой моральный выбор - ведь дешевую энергию можно получить лишь путем уничтожения больших популяций бабочек - только для одного элемента солнечной батареи требуются тысячи насекомых.

Таким образом, по завершении экспериментов биологам приходится искать золотую середину между уничтожением одного из самых прекрасных созданий природы и созданием эффективного и дешевого источника энергии.