Опубликовано 03/02/2009, в 11 ч. 12 мин., 1025 просмотров

В Арктике найдены останки тропических черепах

Окаменевший панцирь черепахи вида Aurarachelys. Фото: Правда.Ру
В полярных областях Канады ученые обнаружили окаменевшие панцири черепах, принадлежащих к популяциям, обитающих в тропическом климате. Эта находка может пролить свет на биологическую историю Земли тех времен, когда обилие углекислого газа в атмосфере и создаваемый им парниковый эффект способствовали становлению жаркого климата на всей планете.

Обитавшие в Азии пресноводные черепахи вида Aurarachelys, по предположениям ученых, мигрировали в Северную Америку через Северный полюс около 90 миллионов лет назад. Найденные останки доказывают, что путешествие проходило через полярные регионы, а не вокруг Аляски, как предполагалось ранее.

"Исследование останков позволило нам узнать много нового о том, как древнейшие существа приспосабливались к изменению окружающей среды", - рассказал геофизик Джон Тардуно, принимавший участие в изучении находки. Девяносто миллионов лет назад Северный Ледовитый океан был теплым и свободен ото льдов. Вода из рек не смешивалась с океанской водой и образовывала огромные пресные зоны в районе речных устий, что позволяло черепахам отдаляться от материка, оставаясь в привычной среде.

Команда исследователей обнаружила останки Aurarachelys на небольшом острове Экселя Хейберга у западного побережья Гренландии. На север от острова под водой тянутся вулканические горы, входящие в состав хребта Альфа. Если предположение о том, что хребет Альфа погрузился под воду в период последних геологических преобразований, верно, то можно представить себе, как черепахи совершаются путешествие из Евразии в Канаду, переплывая с острова на остров.

Дальнейшее изучение останков даст ученым представление о том, как существовали животные в мире, где содержание углекислого газа было в 8-16 раз больше, чем в современном мире на заре Индустриальной революции. Возможно, что острова, проходившие вдоль хребта Альфа, были подняты со дна теми же геологическими преобразованиями, что привели к выбросу в атмосферу такого количества двуокиси углерода.

Хотя найденные окаменелости не могут претендовать на звание самой древней черепахи в регионе, однако, это первый образец азиатского пресмыкающегося, обнаруженные в Северной Америке. Aurarachelys - лишь последняя из множества других находок, совершенных командой Джона Тардуно за время работы на острове Экселя Хейберга. Ранее ученые обнаружили останки других пресноводных черепах и рыб, а так же останки древнего крокодила - хампсозавра (Champsosaurus).

Подобные находки останков животных и растений позволяют составить полную картину мира, перенасыщенного углекислым газом. Из таких данных можно дать описание Земли в период 100-40 миллионов лет д.н.э. - очень теплого мира, где рептилии обитали в Арктике, а в районе Южного полюса росли пальмы. Трудно поверить, что 55 миллионов лет назад около Северного полюса можно было купаться, а среднегодовая температура составляла около 40 градусов тепла по Цельсию.

Источник Правда.ru