Опубликовано 19/11/2008, в 09 ч. 35 мин., 2115 просмотров

Ученые доказали, что в ходе эволюции растения могут обмениваться генами

Начальный и конечный варианты цветка крестовника. Фото: John Innes Centre
К такому выводу пришли биологи из центра Джона Иннеса и шотландского университета Сент-Эндрю. Оказывается, растениям понадобилось около 300 лет чтобы одному цветку получить полезные гены от другого.

В качестве примера ученые приводят растение под названием Senecio squalidus, которое было завезено британскими ботаниками на острова туманного Альбиона из Сицилии. В то время на британских островах была распространена лишь одна разновидность этого сорняка - крестовник обыкновенный (S. vulgaris), который обладал сантиметровой головкой с небольшими трубчатыми цветками. Как выяснилось позже, сицилийский "эмигрант" поделился с крестовником S. Vulgaris своими генами, в результате чего появились новые виды крестовников. А сам цветок изменился внешне, получив обрамление в виде нескольких достаточно крупных жёлтых лепестков.

Выясняя причину такого изменения, ученые обнаружили гены Ray1 и Ray2, которые и подозревались в появлении язычковых цветков. Позже эти предположения были подтверждены на уровне сравнения геномов видов. Оказывается, эти гены действительно вошли в ДНК новых растений в процессе эволюции и гибридизации, сообщает MEMBRANA.

В таком редком документированном примере генетического приобретения ученые видят положительные моменты. Генетик Энрико Коэн считает, что благодаря новым язычковым цветкам, полученным из-за врождения новых генов, крестовики могут скрещиваться с растениями-соседями, а не как раньше - только самоопыляться. Таким образом, увеличивается разнообразие получающихся семян, которые, вероятно, лучше приспособятся к самым разным условиям будущей жизни.

Ученые так же предполагают и такой вариант гибридизации: возможно, растение потеряло язычковые цветки в ходе эволюции, а позже вернуло их. То есть, генетические изменения идут не только в прямом направлении, как считалось ранее, но и в обратном.

Подробности данного открытия сообщаются в пресс-релизе центра Джона Иннеса и в статье авторов, вышедшей в журнале Science.