Начало > Эко новости > В морских губках обнаружили оптоволокно

В морских губках обнаружили оптоволокно

12/11/2008 11:48 / 👁 1568 / Источник Lenta.ru / Поделиться:
Немецкие ученые обнаружили, что морские губки способны проводить свет, используя природный аналог оптоволокна, сообщает BBC News. По словам исследователей, опубликовавших свою работу в журнале Journal of Experimental Marine Biology and Ecology, губки являются единственными известными организмами, использующими такую "технологию". Губка вида Tethya aurantium. Фото с сайта metridium.com Губка вида Tethya aurantium. Фото с сайта metridium.com

Губки являются одними из самых примитивных многоклеточных организмов: у них нет четкого деления на ткани и органы. Если губку разделить на отдельные клетки, она сможет вновь собраться в нормально функционирующий организм.

Два из трех основных типов губок характеризуются наличием скелетных структур, получивших название спикул. Спикулы состоят из кремния и фактически представляют собой стеклоподобные иглы. Ученые решили проверить, способны ли спикулы проводить свет. Для этого они использовали светочувствительную бумагу.

В полной темноте исследователи поместили кусочки бумаги внутрь "тела" губки вида Tethya aurantium. Затем авторы исследования выносили губок на свет и проверяли, произошла ли засветка бумаги. Ответ был положительным, причем расположение засвеченных участков совпадало с расположением спикул. В контрольном эксперименте, проведенном с использованием губок, не содержащих спикул, помещенная в "тело" бумага оказалась незасвеченной.

Авторы исследования считают, что способность проводить свет по спикулам необходима губкам для питания обитающих в них микроорганизмов-симбионтов. К ним относится, например, микроскопические водоросли или цианобактерии, которые способны синтезировать органические вещества, используя солнечный свет. "Питаясь" светом, поступающим по спикулам, симбиотические организмы производят питательные вещества, необходимые для роста губок. Используя спикулы , губки смогли "привлечь" симбионтов и занять свободную экологическую нишу на дне океана.