Опубликовано 23/08/2008, в 17 ч. 23 мин., 1678 просмотров

Животные чувствуют запах опасности

Длинные нервные волокна проводят сигналы от обонятельной луковицы мыши (показана зелёным кругом) к микроскопическим клеткам узла Грюнберга на кончике носа животного (фото Science/AAAS).
Все млекопитающие способны чувствовать запах опасности, считает группа учёных из университета Лозанны (Université de Lausanne), обнаружившая у мышей специфический сенсор.

Маленький клубок нервных окончаний способен обнаружить химические соединения, которые сигнализируют животному об опасности. Даже только что родившаяся мышь может учуять феромоны, исходящие от тел её сородичей, когда они испытывают страх.

Давно известно, что многие растения и животные неосознанно испускают эти вещества в момент грозящей им опасности, таким образом животные будто бы предупреждают друг друга, например, о хищниках. Но до недавнего времени никто не знал, что за орган улавливает эти "запахи".

Группа под руководством Мари-Кристин Бройе (Marie-Christine Broillet) почти случайно выяснила, что за всё отвечает так называемый нервный узёл Грюнберга, открытый ещё в 1973 году.

"Этот нервный узёл - единственная подсистема обонятельной системы, которая функционирует с самого рождения, мы поначалу решили, что она необходима потомству для нахождения сосков матери", - рассказывает Бройе.

Но после многочисленных тестов выяснилось, что этот "нервный клубок" каким-то образом связан с передачей сигналов опасности.

Во второй половине исследования учёные сравнили, как реагируют на феромоны опасности мыши, у которых узёл Грюнберга функционирует нормально, и те, у которых его работа была намеренно нарушена.

Различия поразили биологов: обычная мышь мгновенно забивалась в угол прозрачного бокса и замирала, в то же время "изменённая" мышь продолжала ходить по клетке как ни в чём не бывало.

При этом обе группы грызунов могли найти в клетке печенье, то есть была "выключена" не вся их обонятельная система.

Смотрите видео на этой странице.

Авторы работы, опубликованной в журнале Science, отмечают, что расположение сенсора на кончике носа и наличие в нём от 300 до 500 ячеек делает его идеальным инструментом для быстрого определения особых феромонов в воздухе.

Нервный узёл Грюнберга присутствует у грызунов, кошек, приматов и людей. И хотя в эксперименте участвовали только мыши, теперь учёные предполагают, что все эти животные наравне с человеком, способны почувствовать "запах опасности". Читайте пресс-релиз университета (на французском языке).

Профессор Стюарт Файрстейн (Stuart Firestein) из университета Колумбии (Columbia University) добавляет, что данное открытие свидетельствует ещё и о том, что обонятельная система не является единым целым, а состоит из нескольких подсистем.

Кроме того, он отмечает, что если нашёлся детектор, то в скором времени учёные обнаружат источник и сами феромоны опасности, а также исследуют взаимодействие нервных клеток и этих веществ.

В будущем синтезированные искусственно нетоксичные феромоны можно будет использовать для отпугивания диких зверей или рассеивания агрессивно настроенной толпы людей.