Опубликовано 08/07/2008, в 17 ч. 45 мин., 1298 просмотров

Безглазые черви реагируют на свет

Как сообщает Science Now, американские исследователи из университета штата Мичиган обнаружили, что живущий в почве круглый червь Caenorhabditis elegans, не имеющий глаз, способен реагировать на свет.

C. elegans является одним из наиболее изученных биологических объектов. У него простая нервная система, состоящая всего из 302 нервных клеток, причем к настоящему времени известно, как именно червь воспринимает различные химические вещества, тепло и другие факторы окружающей среды.

До сих пор считалось, что червь не чувствует свет. Те не менее, американские исследователи обнаружили, что под микроскопом черви меняют направление движения, если включить яркое освещение (можно посмотреть видеозапись). Необычное явление заставило ученых внимательнее изучить его.

Оказалось, черви реагируют на длинноволновый ультрафиолет, который вреден для человеческой кожи и убивает C. elegans. По-видимому, чувствующий механизм позволяет червям избегать вредного воздействия и оставаться в глубине почвы.

Также ученые нашли, что один из 302 нейронов червя заметно возбуждается в ответ на действие света, а при разрушении 4 пар чувствующих нейронов червь теряет способность "видеть" свет данной волны.

Удивительным оказалось то, что для возбуждения чувствующего свет нейрона необходимы два молекулярных компонента, присутствующих в глазах позвоночных животных - это ионные каналы, зависящие от циклических нуклеотидов, и вещество цГМФ. Это свидетельствует о том, что молекулярные механизмы действия палочек и колбочек сетчатки глаз позвоночных сформировались намного раньше возникновения самих позвоночных, по крайней мере, 540 миллионов лет назад.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Источник Полит.ру