Опубликовано 30/05/2008, в 17 ч. 41 мин., 1703 просмотров

Обезьяны предпочитают приготовленную еду сырой

Шимпанзе, бонобо, гориллы и орангутаны предпочитают приготовленную пищу сырым мясу, моркови или бататам, установили антропологи Ричард Ранэм (Richard Wrangham) из Гарварда (Harvard University) и Виктория Уоббер (Victoria Wobber) из института эволюционной антропологии Макса Планка (Max-Planck-Instituts für evolutionäre Anthropologie).

Ранэм проводит аналогию с нашими далёкими предками.

Начиная с находок, датируемых 250 тысячами лет назад, у археологов имеется немало свидетельств постоянного использования людьми огня, поддерживаемого в очагах.

Относительно же более раннего времени - доказательств использования огня мало, или они ненадёжны. Потому дата приручения огня несколько разнится в разных источниках.

По мнению Ранэма, однако, некоторые тёмные пятна, находимые иногда около окаменелостей древних гоминидов, показывают, что наши предки использовали огонь более 1,6 миллиона лет назад. И делали они это ради приготовления пищи, предполагает исследователь.

Если это так - любовь к жареному и варёному должна была сформироваться ещё очень и очень давно. А чтобы косвенно проверить это предположение, учёные решили выяснить, есть ли такое предпочтение у наших родственников - человекообразных обезьян.

В первом опыте исследователи давали шимпанзе (содержащимся в неволе) морковь и бататы, как сырые, так и приготовленные. И обезьяны явно предпочитали вторые. Правда, те животные, что были задействованы в опыте, ранее уже пробовали приготовленную еду, что могло повлиять на результат.

Но во втором испытании (в нём участвовали шимпанзе, бонобо, гориллы и орангутаны) люди давали обезьянам мясо, опять-таки как в сыром, так и в приготовленном виде. Подопечные экспериментаторов выбирали приготовленное мясо чаще сырого, при том что раньше такой "кухни" никогда не пробовали.

Делали ли они такой выбор из-за того, что данная еда казалась им более вкусной или более мягкой и удобной для пережёвывания, - осталось неясным.

Учёные рассуждают, что древние гоминиды, возможно, тоже быстро открыли для себя лучший вкус и усвояемость приготовленного мяса или овощей. Ведь обезьяны, мол, распробовали их буквально сразу.

Ранэм считает, что такая "улучшенная" еда приблизительно 1,8 миллиона лет назад помогла нашим предкам (а именно - Homo erectus) "провести" ряд анатомических изменений, в частности - увеличение головного мозга, уменьшение кишечника и "ослабление" зубов, изменений, ставших одним из звеньев на пути эволюции древних гоминидов, увенчавшейся появлением "сапиенсов".

"Я не могу представить, что им потребовалось больше одного поколения, чтобы обнаружить, что их еда оказывается лучше на вкус после нагревания", - говорит учёный.

Впрочем, с выводами Ричарда и Виктории согласны не все. Так палеоантрополог Генри Банн (Henry Bunn) из университета Висконсина (University of Wisconsin - Madison) считает доказательства слишком зыбкими и основанными на ограниченном опыте.

Банн напоминает, что шимпанзе - не представители рода австралопитеков или ранних Homo, и потому, мол, их выбор в пользу приготовленной еды не доказывает, что подобное именно так и случилось с нашими предками - древними гоминидами - миллион с лишним лет назад.

Отчёт об опыте можно найти в статье в Journal of Human Evolution.