Начало > Эко новости > От кого же произошли современные земноводные?

От кого же произошли современные земноводные?

27/05/2008 15:01 / 👁 7787 / Поделиться:
Уникальная находка, сделанная в Техасе, позволила ученым найти недостающее переходное звено между современными саламандрами и лягушками и древними их предшественниками - примитивными четвероногими.В конце девонского периода четвероногие (тетраподы), выйдя на сушу, сразу начали делиться на разные эволюционные ветви, занимая места в новой среде обитания. Геробатрахус — новооткрытая переходная форма между древними амфибиями и современными саламандрами и лягушками — на фоне раннепермского пейзажа. На рисунке изображены ископаемая подёнка Protoreisma, хвощи и ствол древнего хвойного дерева. Изображение © Michael W. Skrepnick с сайта www.sciencecentric.com Геробатрахус — новооткрытая переходная форма между древними амфибиями и современными саламандрами и лягушками — на фоне раннепермского пейзажа. На рисунке изображены ископаемая подёнка Protoreisma, хвощи и ствол древнего хвойного дерева. Изображение © Michael W. Skrepnick с сайта www.sciencecentric.com

В конце девонского периода четвероногие (тетраподы), выйдя на сушу, сразу начали делиться на разные эволюционные ветви, занимая места в новой среде обитания. С наступлением каменноугольного, а затем пермского периода, их многообразие значительно увеличилось. Большинство примитивных четвероногих впоследствии вымерло, а оставшиеся положили начало возникновению современных земноводных. Перед исследователями стояла сложная задача - выбрать из огромного количества ископаемых тетрапод наиболее вероятных предшественников современных их видов.

Самым сложным оказался вопрос происхождения сегодняшних земноводных. Большинство ученых считают, что все три их современных вида произошли от одной из двух групп примитивных амфибий - Temnospondyli и Lepospondyli. Помимо этого предположения, выдвинуто еще несколько версий о возможном происхождении современных земноводных, но недавно в Техасе была сделана уникальная палеонтологическая находка, заставившая ученых практически безоговорочно принять версию, что современные лягушки и саламандры произошли от Temnospondyli. Ученые сообщили об этом в последнем номере журнала Nature.

Останки древней амфибии были найдены еще в 1995 году, но поначалу палеонтологи не придали им большого значения. Впоследствии находку "переоткрыли" исследователи из четырех университетов США и Канады.

Месяцы ушли на исследование находки, но в результате ученые были вознаграждены за потраченные усилия - выяснилось, что древний скелет принадлежал типичному представителю переходной формы между вымершими и современными животными.

Древнюю амфибию наименовали Gerobatrachus, то есть "старая лягушка". В переходной форме совмещаются признаки ее прямых предков темноспондильных лабиринтодонтов и потомков - хвостатых и бесхвостых земноводных. Нельзя, конечно, безоговорочно утверждать, что геробатрахаус был прямым предком современных лягушек и саламандр, поскольку в ископаемом состоянии сохраняется лишь мизерная часть всех живших когда-то существ, но, безусловно, геробатрахаус являлся очень близким родственником общего предка земноводных.

Строение всех частей скелета доказывает "переходный" статус геробатрахауса. При формировании новых видов животных, развитие различных морфологических признаков идет с разной скоростью. Не исключение и геробатрахаус - в нем сочетаются как примитивные, так и продвинутые признаки, одни из которых роднят его с лягушками, другие - с саламандрами, некоторые находятся в переходной стадии.

Ученые отмечают, что, судя по пропорциям тела и форме черепа, перед ними - палеозойский представитель батрахий, то есть группы, объединяющей саламандр и лягушек. В результате, исследователи пришли к выводу, что геробатрахаус идеально подходит на роль общего предка этих земноводных, образ которого в настоящий момент уже сформировался у специалистов.

Специалисты проанализировали большое количество морфологических данных по основным группам древних тетрапод, в том числе и геробатрахауса. В результате анализа был сделан вывод, что лягушки и саламандры имеют общего предка, являющегося ближайшим родственником геробатрахауса и принадлежащего к группе Temnospondyli. Учитывая все данные, авторы исследования предположили, что разделение эволюционных ветвей хвостатых и бесхвостых земноводных произошло в середине пермского периода, то есть, приблизительно 260-270 миллионов лет назад.

Открытие геробатрахуса позволило увеличить степень сходства молекулярных и палеонтологических датировок значимых точек ветвления эволюционных линий тетрапод, и это означает, что ученые на правильном пути, сообщает Nature.