Опубликовано 16/05/2008, в 22 ч. 43 мин., 2284 просмотров

Экология перевернула эволюцию

Трёхиглая колюшка. Фото: wikimedia.org
Забота о природе может иногда дать совершенно неожиданный эффект. Очистка озера в США обратила вспять эволюцию одного из видов рыб, за десяток поколений вернув им признаки, от которых они избавлялись долгие годы.

Если бы Дарвин мог наблюдать перемены, происходящие в наше время в животном мире буквально за несколько десятилетий, ему, возможно, и не понадобилось бы совершать свои знаменитые путешествия. Нам предоставляется возможность увидеть эволюцию своими глазами: человечеству удалось "обратить" её всего за тридцать лет.

И виной тому, как ни странно, забота экологов и борьба за чистоту окружающей среды. Очистка озера Вашингтон на Западном побережье США в 70-х годах, обошедшаяся американцам в $140 миллионов, повернула вспять эволюцию трёхиглой колюшки, обитающей как в пресных, так и в морских водах.

Морские представители этого семейства защищены гораздо лучше своих "озёрных" родственников - их тела покрыты костяными чешуями для защиты от хищников на больших просторах. Пресноводные колюшки произошли от них, но за годы "разлуки" в результате естественного отбора потеряли практически всю свою броню, сделав ставку на большую подвижность.

Катрин Пейчел из Центра изучения рака имени Фреда Хатчинсона и её коллеги обратили внимание на то, что по сравнению с 50-ми годами обитательницы озера рядом с Сиэтлом - крупнейшим городом одноимённого с озером штата - вернули практически все свое обмундирование, которое у них отобрала эволюция.

Зоологи обнаружили этот феномен, собирая образцы колюшек из местных водоемов. По данным 1968 года, только 6% обитателей озера Вашингтон были хорошо бронированы, в то время как у 78% было меньше 12 пластинок.

Сначала исследователи решили, что тому виной канал, соединяющий озеро с тихоокеанским заливом Пьюджет-Саунд и вырытый еще в начале прошлого века. В 70-х годах его усилили пропускником для рыб с целью улучшить миграцию лососевых. Этот канал "разбавил" речных колюшек морскими, из-за чего средняя "броненосность" рыб могла повыситься, подумали учёные.

Однако генетика утверждает, что всё куда интереснее: анализ ДНК обитателей озера показал, что хотя небольшая миграция из залива имела место, её никак не достаточно для объяснения наблюдаемого феномена.

Предложенная авторами работы, опубликованной в Current Biology, гипотеза обратной эволюции поначалу может показаться странной, но она хорошо объясняет всё произошедшее.

Очистка озера, в которое ежедневно сбрасывали тонны отходов, сделала воду чище, а вместе с ней убрала мутную взвесь, скрывающую мелких рыбешек от хищников. Миллионы лет назад мутная взвесь мелких водоемов уже сыграла важную роль в эволюции - именно благодаря ей главным органом чувств пресноводных рыб стало обоняние, которому мы обязаны развитыми большими полушариями.

На этот раз сработала классическая модель "хищник-жертва", на которой легко прослеживается естественный отбор, - более приспособленная жертва выживает, в то время как медленная или плохо защищенная становится добычей. Так и произошло в Вашингтоне: если в мутной воде рыбки могли пожертвовать ресурсами, необходимыми для отращивания защитных пластинок, то в очищенном водоёме их слишком хорошо видела форель, уничтожавшая, в первую очередь, не защищённых бронёй особей.

И хотя вся эта история выглядит очень ясной и стройной и даже подтверждена генетически, неясно, что представлял собой водоём до середины прошлого века. Ученые не могут точно сказать, когда он стал настолько грязным и как выглядело большинство рыб в начале века.

В любом случае учёным удалось показать, и как загрязнение сказывается на рыбах, и как забота об окружающей среде способна эти изменения обратить. Выясняется, что для такого обращения достаточно лишь нескольких десятков лет - а это всего десяток поколений рыбки, живущей 3-4 года.

Источник Газета.Ru