Опубликовано 23/04/2008, в 10 ч. 40 мин., 1169 просмотров

Мыши способны чувствовать кислород кожей

Биологи под руководством Рэндала Джонсона (Randall Johnson) из университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California, San Diego) обнаружили, что клетки кожи лабораторных мышей обладают особыми рецепторами, которые определяют, когда содержание кислорода в воздухе уменьшается, и провоцируют соответствующий ответ организма. Значит ли это, что и человек на такое способен?

В ходе экспериментов учёные сначала обнаружили, что выключение определённого гена у грызунов приводит к необычным мутациям: их кожа становится ярко красной из-за приливающей к ней крови, но дело было не только в её количестве, но и в качестве. Биологи зафиксировали аномально высокие показатели эритропоэтина, гормона, активизирующего выработку эритроцитов. И, как следствие, красных кровяных телец в крови было почти 90% (от общего числа форменных элементов крови) против 50-60 у нормальных животных.

Исследуя взаимосвязь между содержанием в крови эритропоэтина и кислорода в окружающем воздухе, учёные обнаружили, что уменьшение уровня O2 до 10% привело к значительному увеличению количества эритроцитов.

Такой отклик организма вполне можно было ожидать, если бы лабораторные грызуны дышали воздухом, обедненным кислородом. Тогда гипоксия (кислородное голодание) могла бы проявиться в усиленном сердцебиении (чем быстрее прокачивается кровь, тем меньше страдают ткани) или в увеличении количества эритроцитов, переносящих кислород. Но эксперимент с частичным погружением тела мыши в разреженный воздух показал, что дело именно в поверхности тела. Так, если голова мыши до шеи находилась в обычном воздухе, а туловище в камере с 10-процентным содержанием кислорода, эффект сохранялся, а если всё проделывалось наоборот (грызун дышал воздухом с малым содержанием кислорода), то уровень эритропоэтина был почти в два раза ниже.

Впервые подобное регулирование работы кроветворной системы обнаружено у млекопитающих, подчёркивает Джонсон в пресс-релизе университета.

Вероятно, это необычное свойство было унаследовано мышами от амфибий (между которыми около 350 миллионов лет эволюции). И хотя последние могут даже дышать через кожу, у мышей ничего подобного найдено не было (не хочется думать, каким образом учёные проверяли этот факт).

В своей статье, опубликованной в журнале Cell, учёные предполагают, что в будущем их открытие поможет создать новые способы лечения анемии у человека и упростит подготовку спортсменов к различным соревнованиям.