Начало > Эко новости > Белок, участвующий в оплодотворении, поможет избавиться от паразитов

Белок, участвующий в оплодотворении, поможет избавиться от паразитов

26/03/2008 10:27 / 👁 1452 / Источник Полит.ру / Поделиться:
Исследователи из Юго-западного медицинского центра Техасского университета (University of Texas Southwestern Medical Center in Dallas, Texas) и Имперского колледжа в Лондоне (Imperial College, London) обнаружили, что один и тот же белок участвует в слиянии сперматозоида и яйцеклетки у самых различных организмов, сообщает Nature.Известно, что слияние яйцеклетки и сперматозоида состоит из двух фаз.

Известно, что слияние яйцеклетки и сперматозоида состоит из двух фаз. В первой фазе сперматозоид распознает яйцеклетку, присоединяется к ее внешней слизистой оболочке и обнажает свою клеточную мембрану. Во второй фазе происходит собственно слияние мембран обеих клеток и проникновение ДНК сперматозоида внутрь яйцеклетки.

Исследователи обнаружили, что у зеленой одноклеточной водоросли Chlamydomonas reinhardtii белок HAP2 необходим для второй стадии оплодотворения. Мутация в соответствующем гене приводит к невозможности завершения оплодотворения при нормальном прохождении первой его фазы.

Оказалось, что белок HAP2 существует у множества непохожих друг на друга организмов, например, у растений, насекомых, актиний, многих одноклеточных, в том числе, у возбудителя малярии. При этом белок HAP2 отсутствует у млекопитающих, включая человека.

Ранее считалось, что белки, участвующие в оплодотворении, должны быть уникальны у различных организмов, что обеспечивало бы невозможность межвидовых скрещиваний. По-видимому, уникальность обеспечивается только на первом этапе оплодотворения. Второй этап, обеспечивающий слияние мембран, является гораздо более универсальным механизмом, чем предполагали ранее.

По словам ученых, повреждая белок HAP2, можно предотвращать половой процесс у многих простейших, в том числе вызывающих такие болезни, как малярия, токсоплазмоз и сонная болезнь. Тем не менее, разработка соответствующих лекарств является делом будущего.

Результаты исследований опубликованы в журнале Genes & Development.