Опубликовано 17/03/2008, в 18 ч. 50 мин., 3030 просмотров

Генетики научились придавать помидорам желаемую форму

Генетики научились придавать помидорам желаемую форму. Фото: РИА Новости
Генетики нашли участок ДНК, отвечающий за форму помидоров. Он позволяет изменить форму плода, не меняя при этом его вкусовых свойств.

Ученые из университета американского штата Огайо и Колледжа Вустера выбрали для экспериментов томаты за многообразие форм и размеров плода. В дикой природе помидоры имеют форму небольших шариков, а на прилавках магазинов можно увидеть цилиндрические, шарообразные, эллипсоидные и перцеподобные овощи. При этом у всех современных разновидностей помидоров один "предок", который дает маленькие округлые плоды. Столь широкий выбор стал возможен благодаря селекционерам, которые в течение нескольких веков отбирали растения с определенными признаками и закрепляли их в разных сортах.

Команда ученых под руководством Эстер ван дер Кнап выяснила, какие гены отвечают за разнообразие форм помидоров, и опубликовала результаты исследования в журнале Science. Обнаруженный ими участок ДНК назвали SUN - по имени сорта Sun 1642 с плодами овальной формы, у которого он был впервые обнаружен. Потом его нашли и в сортах томатов удлиненной формы. Чтобы доказать, что именно этот участок отвечает за форму плодов, ученые внедрили предварительно расшифрованную и искусственно синтезированную последовательность генов в дикий томат Solanum lycopersicum L., встречающийся в Южной Америке. Его круглые плоды оправдали ожидания ученых и приняли вытянутую форму. Удалось показать и обратное - "выключив" ген SUN у помидоров с продолговатыми плодами с помощью метода, получившего название "нокаут", генетики-агрономы получили томаты такого же объема, но шарообразной формы.

Теперь перед исследователями стоит задача проверить, влияет ли ген SUN или гены, близкие ему по последовательности, на форму плодов других растений.