Начало > Эко новости > В колониях муравьев обнаружены королевские династии

В колониях муравьев обнаружены королевские династии

14/03/2008 11:57 / 👁 1530 / Источник Lenta.ru / Поделиться:
Зоологи из Великобритании и Дании выяснили, что общественное устройство в колониях муравьев не так совершенно, как принято считать. Статья, в которой ученые описывают, как некоторые муравьи обманывают своих доверчивых собратьев, опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Королева муравья-листореза. Фото с сайта biology-blog.com Королева муравья-листореза. Фото с сайта biology-blog.com

До сих пор считалось, что выращивание муравьиной королевы - той особи, которая оставит потомство, - определяется только питанием. Избранную личинку кормят определенной едой, отличной от рациона остальных муравьев. Ученые решили проверить, действительно ли диета - единственное, что отличает королеву.

Билл Хьюс из Университета Лидса и Якобус Бумсма из Университета Копенгагена провели генетический анализ муравьев-листорезов из пяти различных колоний. Они обнаружили, что дочери некоторых отцов становятся королевами чаще остальных. Эти муравьи несут особые "королевские" гены, благодаря которым они "дурачат" своих сородичей, лишая их возможности оставить потомство.

Однако распространенность "королевских" генов во всех колониях была относительно низкой. Хьюс считает, что их носители намеренно предпринимают определенные шаги, которые не позволят остальным членам колонии распознать их. Если самки муравьев, принадлежащих к одной генетической линии, будут слишком часто становиться королевами, остальные могут заметить странные совпадения и предпринять меры к устранению нечестных соперников, считает Хьюс.

По мнению авторов исследования, самцы, несущие "королевские" гены, научились распределять своих дочерей по различным колониям. Носители "королевских" генов стремятся поддерживать свою численность на низком уровне, чтобы избежать агрессии со стороны обреченных на стерильность собратьев. Такая стратегия позволяет "королевской" генетической линии сохраняться в эволюции.

Самцы встречаются с королевами несколько раз в год, чтобы зачать потомство. Вскоре после этого самцы погибают. Чтобы проверить свою гипотезу, Хьюс и Бумсма намерены подробно изучить, как именно самцы выбирают королев для передачи своих генов и действительно ли они намеренно поддерживают свою "избранность".