Опубликовано 05/02/2008, в 20 ч. 30 мин., 1242 просмотров

Ботаники создают "штриховое кодирование" для растений

Исследователи под руководством Винсента Саволайнена (Vincent Savolainen) из Королевского ботанического сада в Лондоне (Royal Botanic Gardens, Kew in London) приблизились к созданию "штрихового кодирования" для растений, сообщает Nature.

Исследователи создают систему, которая позволит определять видовую принадлежность любого растения с помощью быстрого анализа его ДНК. Такая система должна работать как штриховое кодирование товаров в магазинах и может использоваться, например, для оценки биоразнообразия в охраняемых районах или для предотвращения нелегальной торговли исчезающими растениями.

Чтобы создать систему "штрихового кодирования" по ДНК, необходимо найти такой ген, который отличается у разных видов, но постоянен у представителей одного и того же вида. Для классификации животных такой ген практически найден - это ген CO1, который многие годы используется для изучения родственных отношений между семействами. Но для растений такого универсального гена пока не обнаружено, хотя существует множество "несовершенных" генов-кандидатов.

В новой работе исследователи проанализировали восемь генов-кандидатов на "штрих-кодирование" и обнаружили три наиболее подходящих гена: matK, trnH-psbA и atpF-H. По их словам, лучше использовать их вместе, хотя, несмотря на некоторые трудности, можно обойтись только первыми двумя.

Анализ был проведен сначала на 86 видах растений из Южной Африки и Коста-Рики, а затем на более тысяче видов семейства орхидных. Далее предполагается сделать тесты еще на 675 видах растений. Если результаты будут воспроизведены, то, как утверждают ученые, возможность создания растительного "штрих кода" станет намного более вероятной.

Результаты исследований опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Источник Полит.ру