Опубликовано 30/01/2008, в 10 ч. 50 мин., 2281 просмотров

Африканский голый землекоп не чувствует боли от ожогов

Как сообщает Nature, американские и немецкие исследователи из университета Иллинойса (University of Illinois) и Центра молекулярной медицины им. Макса Дельбрюка (Max-Delbruck Center for Molecular Medicine) обнаружили, что африканский голый землекоп Heterocephalus glaber не чувствителен к химическим ожогам и сильному нагреванию кожи, но эту способность можно частично восстановить.

Голый землекоп - небольшой (8-10 см длиной) роющий африканский грызун. В отличие от большинства млекопитающих не способен поддерживать постоянную температуру тела. Живет под землей большими колониями, структура которых похожа на социальное устройство у общественных насекомых.

Пять лет назад ученые случайно обнаружили, что у голого землекопа отсутствует так называемое "вещество P", которое отвечает за передачу болевых импульсов в центральную нервную систему. Это позволило предположить, что животные не чувствительны к хроническим болевым воздействиям. Эксперименты подтвердили, что голые землекопы мало восприимчивы к воздействию кислот, вещества капсаицина (компонент жгучего перца) и к явно некомфортному нагреванию кожи.

В новых экспериментах ученые втирали в одну из задних ног грызунов вирус герпеса, который восстанавливал способность клеток производить вещество P. В результате животные начинали чувствовать жгучее действие капсаицина, но чувствительность к кислотам так и не восстанавливалась. Это свидетельствует о другом механизме возникновения нечувствительности к кислотам.

По словам ученых, подобное свойство возникло при адаптации к подземным условиям существования. Когда животные скучиваются в туннелях, концентрация выделяемого ими углекислого газа увеличивается до 2-10%. В таких условиях на слизистых оболочках образуется угольная кислота, что должно вызывать болевые ощущения. Голые землекопы приспособились к этому явлению, просто потеряв чувствительность к воздействию кислот.

Как считают авторы работы, их исследование в будущем поможет созданию новых лекарств. Известно, например, что ревматоидный артрит приводит к появлению слабых кислот в суставах, что сопровождается хроническими болевыми ощущениями. Понимание механизмов блокировки этих ощущений может привести к разработке обезболивающих препаратов.

Результаты исследований опубликованы в журнале PloS Biology.

Источник Полит.ру