Опубликовано 30/11/2007, в 16 ч. 50 мин., 1204 просмотров

Ученые впервые получили данные о южном полярном вихре Венеры

Одним из достижений полета межпланетной станции "Венеры-Экспресс" стали сведения о южном полярном вихре, который играет важнейшую роль в балансе атмосферы Венеры. "Российские и европейские приборы, установленные на станции, помогли более полно понять сложную динамику венерианской атмосферы и, в частности, такие явления, как свечение планеты, южный полярный вихрь и движение верхней атмосферы", - говорится в сообщении Роскосмоса со ссылкой на штаб-квартиру Европейского космического агентства (ЕКА), где были подведены итоги полета станции "Венеры-Экспресс".

Изучение южного полярного вихря проводилось с помощью спектрометра VIRTIS под руководством Джузеппе Пиччиони (Giuseppe Piccioni), сотрудника Национального института астрофизики (Италия).

Исследователь полагает, что вихрь образуется, когда теплый воздух из экваториальных районов Венеры поднимается в верхние слои атмосферы и уходит к полюсу планеты. Там он охлаждается и вновь опускается, образуя при этом спиральную структуру.

"Венера-Экспресс" также открыла новые детали на той стороне планеты, что повернута к Солнцу и, соответственно, поглощает большую часть солнечного тепла. При этом в атмосфере образуются отдельные области - так называемые "газовые карманы". Войцех Маркевич (Wojtech Markiewicz), сотрудник Института исследований Солнечной системы Общества имени Макса Планка (Германия), сравнивает этот процесс с кипением молока в кастрюле: по его сравнению, вся дневная сторона Венеры как будто "кипит".

В процессе наблюдений обнаружилось еще одно загадочное явление, связанное со свечением дымки в верхних слоях венерианской атмосферы. "Дымка состоит из аэрозольных частиц, хорошо отражающих солнечный свет, а 13 января 2007 года две трети южного полушария планеты неожиданно ярко засветились, как если бы в силу какой-то причины произошло очень интенсивное образование частиц аэрозоля. Механизм этого явления пока непонятен. Оно исчезло так же внезапно через несколько дней, когда дымка слегка развеялась", - отмечается в материалах Роскосмоса. С помощью спектрометра VIRTIS также наблюдалось свечение молекул кислорода и углекислого газа в атмосфере планеты. Ученые выяснили, что кислород светится, когда соединяются два отдельных атома кислорода, при этом высвобождая энергию.