Опубликовано 11/05/2007, в 09 ч. 05 мин., 1628 просмотров

Создается всеобщая энциклопедия жизни

Учёные создают интерет-энциклопедию земной Жизни
В течение веков ученые собирали сведения о живых существах на планете. Количество открытых видов уже измеряется миллионами. Архивы и библиотеки переполнены бесценной информацией, обилие которой приводит в ужас исследователей. И только теперь новейшие технологии позволяют свести эти данные воедино. В рамках беспрецедентного проекта будет создана всемирная Энциклопедия Жизни.

Гарвардский университет при содействии ещё четырёх учреждений приступил к реализации идеи, сформулированной в 2003 году Э. Вильсоном. Учебник, страницы которого сможет полистать любой пользователь Интернета, предоставит информацию о 1,8 млн. видов живых существ, населяющих нашу планету - в том числе, о только что открытых.

На создание сайта фондами Катрин МакАртур и Альфреда Слоуна уже предоставлены гранты, общая сумма которых составляет 12,5 млн. долларов. Энциклопедия жизни (Encyclopedia of Life - EOL) будет представлять собой огромный сайт, построенный по принципу хорошо известной многим Википедии.

Онлайн-энциклопедия покажет генетические особенности искомого организма (последовательности генов и некодирующих областей генома), географическое распространение, положение вида в животном или растительном царстве и экологические взаимоотношения.

"EOL - достаточно смелый проект, который, в то же время, при развитии современных технологий, является выполнимым, - говорит Джеймс Ханкен, директор Гарвадского музея Сравнительной зоологии. - Энциклопедия позволит преобразовать саму суть обучения биологии".

В течение столетий учёные собирали данные об организмах, населяющих Землю, но старые каталоги стали очень громоздкими. Энциклопедия соберёт разрозненные данные, которые сейчас разбросаны по различным сайтам в Сети.

Инициаторы грандиозного проекта надеются, что EOL (www.eol.org) не только будет служить важным источником знаний, но поможет в сохранении биоразнообразия по всему миру. Доступ к ресурсу будет свободным, уточняет Sciencedaily.

Создание веб-страниц для 1,8 млн. видов животных, растений и грибов, населяющих Землю, планируется завершить в течение десятилетия. Затем работа EOL сведётся к обновлению данных и внесению информации о вновь открытых видах. Позже планируется присовокупить описания микробных сообществ.

По мысли авторов, в конечном счете, энциклопедия будет доступна на разных языках и объединит научные сообщества. Те, кто интересуется, к примеру, слонами, бананами, или зебрами найдут своих коллег по всему миру.

Артём Недолужко