Опубликовано 19/02/2007, в 09 ч. 44 мин., 2057 просмотров

НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ ЧЕЛОВЕКА ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ КАК У ЖИВОТНЫХ

Нервные клетки человека вопреки прежним представлениям восстанавливаются так же, как у животных, утверждают шведские ученые. Как выяснилось, в отделе мозга человека, который отвечает за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. Однажды они смогут помочь "починить" травмированный мозг. Человеческий мозг способен воспроизводить новые нейроны благодаря деятельности стволовых клеток. Последние в ходе внутриутробного развития плода отвечают за формирование мозга, а у взрослого человека могут создавать нервные клетки головного мозга, пишет журнал Spiegel о результатах совместного исследования медиков из университетов Окленда (Новая Зеландия) и Гётеборга (Швеция).

"Мы обнаружили своего рода автобан для стволовых клеток в головном мозге", - говорит автор исследования Петер ЭРИКССОН из института нейронаук и психологии при Гётеборгском университете. Речь идет о трубчатой структуре длиной с фалангу пальца, которая соединяет два ареала одного полушария головного мозга: боковой желудочек, где циркулирует спинномозговая жидкость, и так называемый Bulbus olfactorius - носовую луковицу.

Вблизи наполненного жидкостью желудочка и находятся те самые стволовые клетки. Об этом резервуаре для клеток-прародительниц ученым известно по исследованиям животных, и факт существования этого органа у человека - не новость. Однако теперь стало понятно, что клетки по трубке, которую ученые назвали Rostral Migratory Stream, мигрируют к обонятельной луковице, которая переправляет обонятельные импульсы, возникающие в слизистой оболочке носа, в глубокие отделы головного мозга для обработки. Таким образом, человеческий мозг в состоянии поставлять материал для производства новых нейронов", - утверждает Эрикссон.

В рамках исследования ученые обследовали мозг 30 умерших мужчин и женщин. Международная команда использовала в своих исследованиях антитела, которые, соединяясь со стволовыми клетками, делали их видимыми. Электронные микроскопы могли зафиксировать таким образом клетки и показать, что они попадают из своего резервуара в желудочки мозга и в носовую луковицу. Там они развивались до зрелых нейронов. Этот феномен уже был известен по исследованиям животных: так, ученые из Center of Nervous System Repair при центральном госпитале Массачусетса и бостонской Harvard Medical School недавно доказали, что разные запахи приводят у крыс к тому, что в носовые луковицы попадают новые нервные клетки. "Теперь мы можем с большей уверенностью опираться на результаты наших исследований животных, - свидетельствует Эрикссон. - Скорее всего, мы похожи на крыс больше, чем предполагалось ранее".

В 2006 году ученые уже выдвигали гипотезу о возможности восстановления нервных клеток после повреждения мозга. Тогда китайские ученые во главе с Кунь Линь Цзинь из шанхайского университета обнаружили у пациентов, перенесших инсульт, новые нервные клетки. Новое исследование приблизило научный мир к овладению процессом формирования самого сложного человеческого органа - головного мозга. "Возможно, нам в будущем удастся повлиять на стволовые клетки и заставить их создавать нейроны", - оптимистично заключает Эрикссон.

Источник Дейта.Ru