Опубликовано 29/08/2006, в 09 ч. 26 мин., 1195 просмотров

СОЗДАНО ВЕЩЕСТВО, ВЫЗЫВАЮЩЕЕ САМОРАЗРУШЕНИЕ РАКОВЫХ КЛЕТОК

Ученые из Университета Иллинойса (University of Illinois) синтезировали молекулу, которая запускает процесс саморазрушения опухолевых клеток, сообщает журнал Nature Chemical Biology. При онкологических заболеваниях процесс генетически запрограммированной гибели дефектных клеток (апоптоза) нарушается - раковые клетки сопротивляются сигналам организма к самоуничтожению, что способствует их бесконтрольному делению и развитию опухоли.

По свидетельству ученых, эта устойчивость связана с дефицитом фермента каспазы-3, участвующего в разрушении клеток. Нехватка фермента происходит вследствие нарушения процесса образования каспазы-3 из белка прокаспазы-3 в раковых клетках.

Ученые под руководством Пола Хергенротера (Paul Hergenrother) исследовали более 20000 различных синтетических соединений в поисках вещества, способствующего превращению прокаспазы-3 в каспазу-3. В итоге такое вещество было найдено: синтетическая молекула PAC-1 способствовала образованию фермента каспазы-3. При этом стимулировался процесс естественной гибели раковых клеток (апоптоза), выделенных из мышиных и человеческих опухолей.

Действие PAC-1 нацелено, главным образом, на клетки, содержащие большое количество прокаспазы-3. Наиболее высокий уровень этого белка содержится в опухолевых клетках кишечника, кожи, печени, а также в лейкемических клетках. В тоже время, здоровые клетки практически не чувствительны к действию PAC-1, поскольку содержат относительно небольшое количество прокаспазы-3. Анализ с использованием нормальных и опухолевых тканей одного и того же пациента показал, что раковые клетки в 2000 раз чувствительнее к PAC-1, сообщили исследователи.

"Потенциальную эффективность соединений, подобных PAC-1, можно будет прогнозировать заранее", - заявил Пол Хергенротер, добавив, что для проведения лечения будут отбираться пациенты с высоким уровнем прокаспазы-3 в опухолевых клетках.

В будущем планируется проведение клинических исследований, которые позволят оценить безопасность PAC-1. При отсутствии серьезных побочных эффектов на вооружении врачей появится принципиально новый метода лечения онкологических заболеваний, отмечают ученые.

Источник www.medportal.ru