Опубликовано 08/06/2006, в 11 ч. 30 мин., 1664 просмотров

БЕЛАЯ ГНИЛЬ РАЗРУШАЕТ ДОЛГОВЕЧНЫЙ ПЛАСТИК

Учёные обнаружили, что грибки, развивающиеся на древесине, вполне могут разлагать долговечный пластик на основе фенольных смол, широко использующихся в быту и технике. Об этом пишут в журнале Environmental Science & Technology американские исследователи. Пластики с фенольными веществами широко применяются благодаря своей универсальности (от склеивания фанеры и картона до автомобилестроения) и долговечности, хотя и представляют собой проблему с точки зрения утилизации.

Продукция, сделанная из них, не может быть переплавлена для новой формовки, и их переработка, как правило, заключается в размалывании или растворении в специальных реактивах (которые очень дороги и токсичны).

Однако Адам Гуссе (Adam Gusse) и его коллеги из университета Висконсина (University of Wisconsin-La Crosse) обратили внимание на то, что структура молекулы лигнина (основного вещества древесных клеток) очень схожа со структурой фенольных смол. Такой факт позволил предположить, что разрушить молекулы этих разных веществ вполне можно одинаковым способом — с помощью древесной белой гнили.

Было изучено несколько видов этого грибка и их взаимодействий с фенольными смолами. Как оказалось, Phanerochaete chrysosporium, чрезвычайно активно перерабатывает пластик, за несколько дней меняя свой состав: ряд "контрольных" изотопов, содержащихся в пластике, авторы работы позже обнаружили в микроорганизме. Также "едоки" оставили углубления на исследуемом материале.

Гуссе полагает, что можно данная разновидность грибка может применяться при утилизации отходов. Однако эта идея пока что далека от воплощения в жизнь: по-видимому, процесс разрушения пластика на основе фенольных смол может длиться многие месяцы, оказываясь в результате коммерчески неэффективным.

И всё же учёные продолжают исследования "пищевых пристрастий" белой гнили. Например, они уже выяснили, что этот грибок может разрушать и другие виды пластика, например, полистирол и полихлорированный бифенил.