Законопроект разработан группой сенаторов и депутатов совместно с Минприроды. В ближайшее время документ планируется внести на рассмотрение Госдумы и первое чтение состоится на осенней сессии, сообщил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
«Мы ожидаем, что скоро приступим к большой реформе лесной отрасли, — заявил он. — Этот законопроект — результат двухлетней работы, в том числе в рамках Национального лесного форума, изучения ситуации в регионах. Речь идёт прежде всего о повышении открытости отрасли, чтобы можно было полностью отследить происхождение древесины и сделать невозможными или, по крайней мере, существенно затруднить действия по её незаконной заготовке и реализации».
В документе хотят закрепить все вопросы, связанные с прозрачностью в этой сфере. Предусматривается введение обязательной регистрации всех пунктов складирования и отгрузки древесины, электронного документооборота по транспортировке, привязанного к единой базе ЛесЕГАИС. Также предлагается запретить субаренду лесных участков.
«Документ посвящён реформированию системы ЛесЕГАИС: и чем больше в лесу будет учёта, тем меньше шансов останется у чёрных лесорубов», — сказал глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
Чёрные лесорубы наносят огромный ущерб и бюджету, и экологии. При этом поймать их чрезвычайно сложно. Чтобы исправить ситуацию, группа депутатов и сенаторов совместно с Минприроды и разработала законопроект, который позволит остановить незаконную рубку и массовый вывоз леса за границу. Предлагается зарегистрировать все пункты складирования и отгрузки древесины и отразить весь процесс её транспортировки в единой информационной системе ЛесЕГАИС.
Антирейтинг Федерального агентства лесного хозяйства по незаконным рубкам в 2019 году возглавили Иркутская область, Красноярский и Забайкальский края и Бурятия. Как следует из данных, опубликованных на официальном сайте ведомства, общий объём добычи чёрных лесорубов в Приангарье за 2019 год составил 441 644,9 кубометра, в Забайкальском и Красноярском краях — 114 858,9 и 102 182,5, соответственно, в Бурятии — 70 785,9 кубометра. А в 2018 году более половины нелегальной рубки пришлось на Иркутскую область.
Наиболее известное уголовное дело, связанное с масштабными рубками в регионе, возбудили в 2019 году. Главным обвиняемым стал экс-министр лесного комплекса Приангарья Сергей Шеверда. Его арестовали за то, что он доподлинно знал о незаконности вырубки деревьев в заказнике «Туколонь», но ничего не предпринял.
По словам Николая Николаева, долгие годы Иркутская область была абсолютным лидером по незаконной вырубке лесов. «Если врио губернатора Игорь Кобзев сможет навести порядок и избавит Иркутскую область от чёрных вырубок, будет решена половина этой проблемы для страны», — сказал депутат «Парламентской газете».
13 августа в Енисейском районе Красноярского края полицейские начали расследование в отношении незаконных рубок лесных насаждений в особо крупном размере. Подозреваемого задержали на территории Маклаковского участкового лесничества. Установлено, что с октября 2018 года по март 2019-го 41-летний житель города Лесосибирска, не имея соответствующих разрешительных документов, совершил ряд незаконных рубок деревьев различных пород. Ущерб составил около 300 тысяч рублей, общий объём незаконно заготовленной древесины — 94 кубометра.
12 августа в Тарбагатайском районе Бурятии лесной патруль обнаружил четыре кубометра незаконно заготовленной древесины. Однако того, кто их срубил, рядом не оказалось. Лесники внедрили в штабель специальный чип, и через несколько часов поступила информация о том, что незаконно заготовленную древесину перевозят по трассе. Как оказалось, деревья увезли в нелегальный пункт приёма и отгрузки древесины. Чип позволил отследить весь маршрут. Теперь эта информация будет использована в качестве доказательств в суде.
В Иркутской области недавно осудили шестерых участников организованной группы чёрных лесорубов, задержанных весной 2019 года. Они незаконно заготавливали древесину на территории Усть-Ордынского участкового лесничества. В результате причинён ущерб на сумму, превышающую 1 миллион 700 тысяч рублей. Организатору рубки и одному из участников группы назначено наказание в виде двух лет и шести месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Остальные участники приговорены к лишению свободы условно.
В Уголовном кодексе есть статья 260 «Незаконная рубка лесных насаждений». По ней для чёрных лесорубов предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы осуждённого за период до трёх лет. В качестве альтернативного наказания — обязательные работы на срок до 480 часов, два года исправительных работ, лишение свободы на период до полутора лет.
Если вырубкой занималась группа граждан или человек организовал её с использованием своего служебного положения и нанёс ущерб в крупном размере, то штраф составит от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей, а срок принудительных работ и лишения свободы увеличивается до четырёх лет. При этом преступника могут на три года лишить должности или права заниматься определённой деятельностью.
За организацию нелегальной вырубки по предварительному сговору, организованной группой лиц или в особо крупном размере предусмотрен штраф от одного до трёх миллионов рублей, принудительные работы на срок до пяти лет со штрафом от 300 до 500 тысяч или лишение свободы на срок до семи лет с таким же штрафом. Установлено, что значительный ущерб, причинённый лесным насаждениям, превышает 5000 рублей. Ущербом в крупном размере признают сумму свыше 50 тысяч рублей и в особо крупном размере — от 150 тысяч.
По данным Верховного суда, по статье 260 УК в 2019 году осудили 3397 человек. В отношении 1355 граждан уголовные дела были прекращены. Из общего числа осуждённых треть составляют люди, которые срубили одно или несколько деревьев и нанесли урон от 5 до 50 тысяч рублей. В основном это те, кому понадобилось дерево на дрова или новогодняя ёлка. Ещё 20 процентов осуждённых действовали в составе группы лиц или с использованием служебного положения. При этом был нанесён сравнительно небольшой ущерб — от 50 до 150 тысяч. Это значит, что лес, скорее всего, рубили для собственных нужд.
Остальные 53 процента приходятся на часть третью статьи 260 УК, которая подразумевает большие масштабы незаконной рубки. В этом случае лес идёт на продажу и в основном его вывозят за границу.
Чтобы скрыть следы преступления, лесорубы поджигают лес, и огонь распространяется на многие гектары. В этом причина многих масштабных лесных пожаров.
Как отметил глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, в 2018 году, по данным Генпрокуратуры, незаконная рубка и уничтожение лесов, в том числе путём поджогов, нанесли ущерб на 19 миллиардов рублей. При этом возмещено из них только 400 миллионов.
«Низкий показатель возмещения объясняется тем, что значительная часть преступлений совершается в условиях неочевидности, — подчеркнул депутат. — И в этом направлении необходимо совершенствовать законодательную базу».
О том, что действующее лесное законодательство не позволяет вести эффективную работу по сохранению лесов, сказал ещё в апреле 2019 года президент Владимир Путин на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге.
«Совершенно очевидно, что действующие нормы не позволяют эффективно работать по сохранению лесов, хищническая вырубка лесов продолжается», — констатировал глава государства. И попросил законодателей разработать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в этой области.
На встрече с экс-премьером Дмитрием Медведевым 12 февраля 2019 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что нужно вести мониторинг состояния леса при помощи спутников, применять современные технологии и обеспечить нормальное функционирование системы учёта древесины. По её словам, после принятия Лесного кодекса в 2006 году лесная отрасль стала убыточной для государства, а в советское время приносила 25-30 процентов бюджетных доходов.
«Мы считаем, что изменения были пролоббированы некоторыми группами людей. Мы потеряли хозяина в лесу, в разы уменьшилось количество лесников, потеряли финансирование, потом всё это передали регионам, не обеспечивая их средствами», — сказала она.
На этом же заседании Дмитрий Медведев дал поручение Минприроды, Минюсту, Минфину и Минэкономразвития до 20 мая 2019 года подготовить предложения по концепции нового Лесного кодекса РФ или модернизации ныне действующего.
Сегодня нормативная численность лесной охраны в России — 40 тысяч человек, а реальная — 22 тысячи. В советское время работало 110 тысяч лесников. Но сейчас, по словам Алексея Майорова, их численность удаётся увеличивать всего на 1-2 тысячи в год.
Почему никто не хочет идти работать лесником? Причина банальна — слишком низкая зарплата.
«Чем больше появится хозяев в лесу, тем меньше будет пожаров и чёрных лесорубов. Но лесники получают около 15 тысяч в месяц - это ниже средней зарплаты в регионе. Необходимо обеспечить им достойную зарплату и соцпакет», — считает глава сенатского комитета.
Чтобы изменить ситуацию, следует увеличить финансирование лесного хозяйства в федеральном бюджете, и в этом случае Рослесхоз передаст деньги в регионы, которые смогут повысить зарплату лесникам. Сегодня у субъектов Федерации нет таких финансовых возможностей, отметил сенатор.