Из-за этого год от года сокращается площадь океана, покрытая льдом, поэтому белым медведям остается все меньше мест, где они могут охотиться со льдин на свою основную добычу — тюленей, сообщается в Nature Climate Change. Это означает, что период голодания медведей удлиняется и пережить его становится сложнее. Авторы прогнозируют, что в худшем случае из-за этого к 2100 году почти все группы белых медведей окажутся под угрозой исчезновения.
Белые медведи (Ursus maritimus) водятся только в Арктике. Их популяции делят на 19 групп в зависимости от характеристик местности, где они обитают. Летом во многих из них лед тает, и медведи, которые охотятся главным образом с льдин (на тюленей), лишаются возможности регулярно добывать пищу. Поэтому хищникам приходится несколько месяцев жить только на собственных жировых запасах. Учитывая, что в последние годы в Арктике становится все теплее, безледный период постепенно удлиняется, и это сказывается на жизни белых медведей.
Петер Мольнар (Péter Molnár) из Торонтского университета совместно с коллегами из Канады и США решил выяснить, как именно потепление скажется на периоде голодания белых медведей, на каких особях оно отразится в первую очередь и в каком состоянии различные группы популяций окажутся через несколько десятков лет. Ученые использовали Community Earth System Model (CESM) и свежие данные по числу дней без ледового покрова в разных точках Арктики, чтобы предсказать срок, который медведям разных популяций придется провести без пищи. Также исследователи учли объем жировых запасов у детенышей, взрослых самцов и самок (и то, приходится ли самкам кормить медвежат): это позволило определить, в какой день голодания начнет повышаться вероятность погибнуть от нехватки питательных веществ.
Для взрослых самцов максимальный срок без пищи, после которого начинает заметно расти вероятность гибели, составляет 200 дней, для самок без медвежат — 255 дней, для самок с медвежатами — от 117 до 228 дней, для самок с медвежатами предыдущего года рождения — от 185 до 232 дней. Во всех случаях имеются в виду звери массы, которую вычислили как среднюю в исследованиях 1989–1996 годов для зверей с запада Гудзонова залива, а сроки могут отличаться в зависимости от конкретной популяции. Воспроизводство, естественно, тоже нарушается (то есть детенышей вырастает меньше, чем умирает взрослых): для сеголеток — после 117 дней голодания, для медвежат предыдущего года рождения — после 185 дней.
Расчеты производили исходя из того, что во время голодания все животные двигаются как можно меньше, чтобы экономить энергию. Но если это не так, то порог, после которого каждый день без еды ощутимо снижает выживаемость медведя, окажется еще ниже. В таком случае даже небольшое количество неудачных сезонов с очень низкой площадью ледового покрова необратимо подорвет численность зверей.
В зависимости от того, какой сценарий дальнейших изменений климата выбирали исследователи, предполагаемая судьба групп популяций медведей отличалась. При самом плохом, в случае значительных выбросов парниковых газов, получалось, что к 2100 году 13 из 19 этих групп, то есть 80 процентов всех белых медведей, окажутся на грани исчезновения. Наименьшее влияние изменение климата окажет на группы популяций на Островах Королевы Елизаветы: там наибольшие «запасы» льда. Однако и им через 80 лет будет сложно поддерживать численность. При более благоприятном сценарии, с сокращением выбросов парниковых газов, многие группы популяций имеют шанс просуществовать еще по крайней мере сотню лет, однако их воспроизводство будет нарушено. Это еще один аргумент в пользу того, что с нынешним изменением климата стоит активно бороться.