К экономическим причинам этого относится растущий спрос, идущий вслед за увеличением численности людей на планете. Технологическими причинами стали усовершенствованные методы рыболовства: цифровые карты, спутниковая навигация и трехмерные гидролокаторы позволяют вести точную ловлю даже в водах с трудным подводным рельефом, которые ранее приходилось обходить. В открытом море современные инструменты легко находят крупные косяки рыбы, делая возможным их полный вылов.
Не спасают ситуацию и существующие во многих странах квоты на вылов; нередко они даже увеличивают долю пойманной рыбы, поскольку рыбаки не останавливаются, пока не исчерпывают дозволенные лимиты. А в странах Третьего мира, при отсутствии контроля на государственном уровне, расцветает браконьерство.
Один из ведущих морских экологов — Эндрю Шарплесс, руководитель международной организации по сохранению океанского биоразнообразия Oceana — ещё в 2015 году предложил всем государствам объединиться в создании общей стратегии спасения популяций рыб. По его мнению, в первую очередь людям необходимо пересмотреть свои пищевые приоритеты. В меню ресторанов тунец и лосось встречаются чаще скумбрии или сельди, однако последние из названных видов рыб более многочисленны и быстрее воспроизводят себя. Морепродукты из разряда деликатесов должны стать доступны массовому потребителю и войти в повседневный рацион любителей мяса и рыбы.
По подсчетам Шарплесса, ресурсы океанов, при правильном использовании, способны ежедневно накормить 700 миллионов человек. Отказавшись от рыб верхней пищевой цепочки (таких, как лосось) и перейдя на кормовые виды (сельдь), и добавив к этому морепродукты, человечество даст ценным сортам рыб паузу, за которую те смогут восстановить свою популяцию.