Шутки шутками, но положительный эффект для биосферы Земли от пандемии действительно есть, а учёные даже придумали такой термин, как «антропауза». Это абсолютно новое явление, которое ещё предстоит изучать.
«За последние несколько месяцев многие страны мира ввели строгую изоляцию из-за COVID-19. Этот период необычайно ограниченной мобильности людей, вызванный обстоятельствами, мы предлагаем назвать антропаузой. Он может дать нам важную информацию о взаимодействии человека и дикой природы в XXI веке. Неподтверждённые наблюдения показывают, что многие виды животных наслаждаются предоставленными им миром и тишиной, в то время как другие, к удивлению, похоже, подвергаются повышенному давлению».
Так начинается статья международной группы исследователей, опубликованная в журнале Nature Ecology & Evolution. Авторы подчеркивают, что научное сообщество может (видимо, даже должно) использовать эти чрезвычайные обстоятельства, чтобы понять, как именно человеческая деятельность влияет на дикую природу. «Мы намечаем срочные шаги, которые надо предпринять различным группам заинтересованных сторон, чтобы не упустить эту возможность, — пишут они, — и представляем глобальные совместные исследовательские инициативы, которые пока только формируются».
Из-за введения повсеместных ограничений люди месяцами сидели дома, на дорогах стало меньше машин, в воздушном пространстве — самолётов, а многие предприятия сократили промышленные выбросы в атмосферу. Ещё в феврале экологи обратили внимание на то, что в Китае выбросы углекислого газа за две недели снизились на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А выбросы диоксида азота — на 36%.
Природа заметила снижение антропогенной нагрузки и откликнулась на резкое уменьшение численности людей. Пользователи соцсетей расшаривали фотографии тех же горных козлов на улочках городов Уэльса или койотов в Сан-Франциско. Итальянские орнитологи, наблюдая за популяцией чаек в Риме, пришли к выводу, что этим птицам пришлось вспомнить о своём хищническом прошлом. За долгие годы чайки привыкли питаться отходами кафе и ресторанов или тем, чем их подкармливают туристы. Но, когда улицы Рима опустели, они начали охотиться на рыбу в Тибре, а также на крыс, голубей и мелких птиц.
Антропауза, говорят учёные, вовсе не означает для природы непременное благо. «Для некоторых биологических видов пандемия может создать новые проблемы, — объясняет доктор Кристиан Рутц из Университета Сент-Эндрюс (Великобритания). — Например, различные животные, обитающие в городах, такие, как крысы, чайки или обезьяны, стали настолько зависимы от пищи, которую выбрасывают или дают им люди, что теперь они пытаются изо всех сил свести концы с концами».
Ещё один риск связан с животными, занесёнными в Красную книгу. Как ни парадоксально, угроза их исчезновения из-за пандемии усилилась. В отдалённых районах Земли уменьшилось присутствие людей, туристы ездить туда перестали, а это развязало руки браконьерам. Наконец, экономические трудности в странах с низким уровнем доходов могут привести к тому, что их население увеличит эксплуатацию природных ресурсов, взявшись за то же браконьерство.
Как пишут авторы статьи в Nature Ecology & Evolution, уже проводятся по крайней мере два крупных исследования, изучающих влияние антропаузы на дикую природу. Ещё несколько проектов находятся в стадии разработки.
Цель первого исследования — выяснить, как масштабные перемещения людей по планете (а за последние десятилетия из-за развития туризма они выросли многократно) повлияли на биосферу и поведение животных, а также определить районы, где, возможно, придётся оставить «коридоры» для диких видов. Биологи из Института поведения животных Макса Планка (Германия) и Йельского университета (США) уже отслеживают данные устройств биоразведки — миниатюрных датчиков, прикреплённых к животным. Они показывают маршруты их движения, передают информацию о поведении и физиологии.
Вторая группа учёных будет опираться на сведения из программ мониторинга биологических видов, датчиков GPS и наблюдений, о которых сообщает население. Это позволит оценить, как более ста наземных и морских видов отреагировали на карантинные меры, предпринятые человечеством.
«Научные знания, полученные во время этого кризиса, дадут нам возможность разработать стратегии для совместного использования пространства на этой всё более и более загруженной планете, — заключает Кристиан Рутц. — А это принесёт пользу как дикой природе, так и людям».