Электромобиль среднего класса обходится примерно на 750 000 рублей дороже бензинового аналога, свидетельствуют подсчеты Vygon Consulting из доклада «Накопители энергии в России: инъекция устойчивого развития». Но за счет экономии на топливе при годовом пробеге более 45 000 км стоимость владения электромобилем за пять лет может быть сопоставима со стоимостью владения бензиновой машиной. Аналитики использовали характеристики электромобилей Nissan Leaf, Hyundai Ionic Electric и Hyundai Kona в сравнении с автомобилями Hyundai Elantra, Skoda Octavia и Mazda.
По данным агентства «Автостат», сейчас в России насчитывается около 6300 электромобилей, это всего лишь 0,014% от общего парка легковых машин. Самой популярной моделью у россиян является Nissan Leaf (83%), затем следует Tesla (410 штук), Mitsubishi i-MiEV (328), Jaguar I-Pace (139), LADA Ellada (96), Renault Twizy (38), BMW i3 (37), Hyundai Ioniq (3) и Peugeot Ion (3). Больше всего электромобилей зарегистрировано в Приморском крае (980 электромобилей), Иркутской области (657), Москве (594), Хабаровском крае (477) и Краснодарcком крае (462).
Авторы исследования полагают, что хорошие перспективы для более активного использования электромобилей есть в секторе такси и каршеринга. Так, суточный пробег транспортного средства составляет порядка 180 км — в пределах емкости стандартных батарей 40–60 кВтч. «Такая или меньшая длина маршрута характерна для более чем 80% такси в Москве, и электромобили могут оказаться конкурентными в этом сегменте в больших городах России в ближайшие 2-3 года», — говорится в исследовании.
По прогнозам Vygon Consulting, без специальных мер поддержки к 2025 году парк частных электромобилей в России превысит 150 000 штук (два автомобиля из ста новых будут электрическими), парк такси и каршеринга в крупных городах станет электрическим на 25% (125 000 штук). К 2025 году в стране может ездить 80 000 электробусов, это около 20% от общего российского парка, но это потребует целевых мер от городов-миллионников.
«В нынешних реалиях электромобили сложно и дорого обслуживать», — говорит директор по развитию каршерингового сервиса YouDrive Андрей Куприков. Электромобили дороже машин с ДВС примерно на 30%, в городе нехватка зарядочных станций. «Даже к существующим зарядкам иногда невозможно подъехать, так как специальные парковочные места заняты обычными машинами», — сетует Куприков.
В парке «Яндекс.Драйва» сейчас 30 электромобилей Nissan Leaf. «Мы продолжаем их эксплуатировать и изучать рынок электромобилей», — говорит представитель компании Яна Имайкина. «Электрокары — бесшумный, более экологичный и удобный для города транспорт, его популярность во всем мире растет, надеемся, скоро они станут более доступными и популярными и в России», — добавляет она. По ее словам, «рецепт» популярности и доступности электрокаров одинаков для всех стран и городов. Прежде всего это развитие инфраструктуры (организация большого количества общедоступных зарядных станций, парковочные места) и стимулирование перехода (льготы на покупку электрокаров, в том числе и для частных лиц, приоритет в движении по дорогам города, помощь в ремонте и обслуживании).
Поставки электромобилей в Россию ведущими концернами пока точечные, признают производители. «Спрос на электромобили в России невысок, поскольку нет инфраструктуры и нет запроса на экологическую повестку, и поставки являются штучными: так BMW, например, поставлял 10 электромобилей BMW i3 для каршеринга YouDrive», — отмечает представитель BMW в России Василий Мельников. «Электромобили высокого класса не окупятся в сравнении с бензиново-дизельными аналогами никогда. Но их и приобретают не из-за окупаемости, а по иным причинам», — отмечает основатель «Тесла-клуба» Андрей Врацкий. По данным «Автостата» и moscowteslaclub.ru, цена самой дешевой модели Tesla составляет 3,8 млн, BMW i3 — 4 млн, Jaguar I-Pace — около 6 млн рублей.
Электромобили в среднем дороже автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на 10-20%, но в обслуживании они дешевле, поскольку не требуют такого сервиса, как, например, замена масла при больших пробегах, отмечает Василий Мельников. Если говорить о чистой экономии, то в частном владении электромобиль не дает экономию по сравнению с автомобилями с ДВС, несмотря на действующие сегодня в России беспошлинный ввоз и бесплатные парковки, уверен Андрей Врацкий.
Россия выпала из тренда электрификации автомобилей: хотя все ведущие мировые автопроизводители форсируют развитие этого вида транспорта, Минэнерго сейчас сделало ставку на газификацию автомобилей, а многие автодилеры долгое время не снижали цены на электромобили, чтобы не сокращать маржу продаж традиционных автомобилей, отмечает аналитик Vygon Consulting Николай Посыпанко.
Сейчас российский рынок электротранспорта формируется практически полностью за счет общественного транспорта и определяется расходами муниципалитетов крупных городов, которые составляют около 9,5 млрд рублей, из них 80% приходится на бюджет Москвы, говорится в исследовании. Правительство Москвы, например, намерено с 2021 года полностью отказаться от закупок новых автобусов с двигателями внутреннего сгорания в пользу электробусов (сейчас их доля составляет менее 10%).
В Vygon Consulting ожидают 30-кратный рост спроса на внутреннем рынке накопителей для электротранспорта и энергетики в ближайшие пять лет. При этом емкость рынка накопителей энергии при сохранении регуляторных норм составит 2,6 ГВтч в год, в сценарии умеренной господдержки (выделении субсидий и льгот) — 6,4 ГВтч в год. Мировой рынок электромобилей и гибридов всех типов к 2023 году составит 19 млн штук, согласно консенсус-прогнозу Avicenne Energy, BCG, ExxonMobil, IRENA и IEA, что потребует увеличить мощности по выпуску литиевых ячеек и батарей с 300 до 650–700 ГВтч в год.