Такую норму “Ъ” обнаружил в пакете поправок, подготовленных ко второму чтению законопроекта на другую тему. Опрошенные “Ъ” эксперты опасаются рисков «возникновения техногенных ЧС и значительного ущерба природным ресурсам и населению». В свою очередь, бизнес заявляет, что проекты опасных объектов все равно будут проходить проверку на соответствие экологическим требованиям Главгосэкспертизой при Минстрое, а отмена ГЭЭ существенно ускорит процесс согласования и сроки сдачи строек.
В распоряжении “Ъ” оказался документ, подготовленный комитетом по транспорту и строительству Госдумы ко второму чтению законопроекта, призванного ускорить приоритетные стройки ОАО РЖД. Напомним, тот законопроект предполагает наделить президента РФ полномочиями отменять различные нормативы при строительстве наиболее важных железнодорожных объектов. Он был принят в конце декабря 2019 года, позже Совет по кодификации гражданского законодательства счел такой подход «концептуально непригодным».
Неизвестные авторы поправок считают необходимым полностью отменить обязательную ГЭЭ проектной документации строительства объектов первой категории. Именно они дают наибольший вклад в загрязнение окружающей среды. Кроме того, депутаты предлагают отказаться от ГЭЭ при строительстве всех объектов обращения с отходами — в частности, мусоросжигательных заводов, предприятий по утилизации и обезвреживанию мусора, а также проектов рекультивации свалок. Также госэкспертизу не нужно будет проходить практически всем стройкам на особо охраняемых природных территориях.
Законопроект был 1 июня направлен для отзыва в государственно-правовое управление президента РФ. Сопроводительное письмо подписано главой комитета по транспорту и строительству Евгением Москвичевым. Он на звонки “Ъ” не ответил. Зампред комитета Виталий Ефимов заявил “Ъ”, что не видел этого документа. Росприроднадзор (отвечает за ГЭЭ) перенаправил “Ъ” в Минприроды, там на запрос не ответили.
Даже ответственных участников рынка не устраивают бюрократия, сложность и длительность существующей процедуры, указывает он. Стоимость прохождения ГЭЭ, включая подготовку всех документов и проведение расчетов, зависит от конкретного объекта, но в среднем обходится в несколько миллионов рублей. Кроме того, прохождение экспертизы отодвигает сроки сдачи объекта примерно на семь-восемь месяцев. «Сейчас в рамках подготовки к ГЭЭ необходимо проходить процедуру оценки воздействия на окружающую среду и общественные слушания,— говорит господин Мишуков.— После положительного заключения ГЭЭ документация проверяется в Главгосэкспертизе при Минстрое. А если там нашлись замечания, то компании придется проходить все стадии заново. Это отодвигает проект еще минимум на год».
«Общественные слушания — достаточно непростая процедура, которая иногда затягивает реализацию проектов и не всегда объективно оценивает реальное воздействие на экологию,— признает старший менеджер группы по предоставлению услуг в области устойчивого развития Deloitte Мария Спиридонова.— Но отмена этих положений может лишить экспертов и общественность возможности высказать свое мнение при строительстве ряда опасных объектов». В «Гринписе России» подчеркивают, что сейчас именно благодаря ГЭЭ граждане и общественные организации получают достоверную информацию о проектной документации строительства и могут самостоятельно проводить «общественную экспертизу».
Отказ от ГЭЭ повысит риски возникновения техногенных ЧС и причинения значительного ущерба природным ресурсам и населению, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Но в случае подтверждения факта, например, загрязнения земли или водоемов ответственность с компании снята не будет»,— подчеркивает он. Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко напоминает, что экологическое законодательство направлено на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Исключение механизма предупреждения негативных воздействий не только нарушает права граждан, но и прямо противоречит Конституции, говорит юрист.
В Российской ассоциации производителей удобрений заявили “Ъ”, что принятие поправок позволит бизнесу «существенным образом сократить сроки согласования проектной документации для большинства объектов строительства». В ассоциации заверяют, что ослабления природоохранных требований не произойдет, поскольку экологическую оценку объектов параллельно проводят и специалисты Главгосэкспертизы. Те же аргументы и у «РТ-Инвеста» («дочка» «Ростеха», строит мусоросжигательные заводы в Подмосковье и Татарстане, недавно заявила о планах построить еще 25 таких предприятий). «Вне зависимости от принятия поправок проекты заводов энергетической утилизации будут проходить все необходимые экспертизы, включая анализ параметров воздействия на окружающую среду»,— заверяют в компании.
Он признает, что Главгосэкспертиза проверяет проектную документацию на соответствие ГОСТам и техническим нормативам и даже может изучить материалы компании-заказчика об оценке воздействия на окружающую среду. «Но в отличие от нее государственная экологическая экспертиза сейчас анализирует весь проект полностью,— говорит он.— И они могут найти расхождения с данными компании-заказчика». «У сотрудников Главгосэкспертизы нет необходимой специализации»,— категорично заявила “Ъ” ведущий научный сотрудник Института географии РАН Юлия Бабина, которая несколько лет входила в экспертные комиссии ГЭЭ.
Собеседник “Ъ” в крупной промышленной компании не исключает, что авторы поправок хотят повысить значимость Главгосэкспертизы, а через нее — Минстроя, и называет ситуацию «переделом рынка». По мнению нескольких собеседников “Ъ”, отмена государственной экологической экспертизы может лоббироваться отдельными высокопоставленными чиновниками, которые связаны со строительным блоком. Отметим, предложение проводить экологическую экспертизу именно в рамках Главгосэкспертизы «для ускорения процедур строительства» содержится и в антикризисном плане правительства. Там указано, что соответствующий законопроект должен быть принят в июле.