На это указало шестилетнее исследование на севере Танзании, результаты которого опубликованы в журнале Journal of Animal Ecology. Его авторы полагают, что в присутствии человека жирафы ведут себя более настороженно.что мешает им взаимодействовать друг с другом.
Говоря о влиянии людей на жизнь диких животных, обычно имеют в виду охоту или преобразование природных экосистем. Однако последствия человеческой деятельности могут быть намного менее очевидными. Например, появляется все больше свидетельств, что соседство с людьми отражается на социальной структуре целого ряда видов. К сожалению, эта важная тема остается плохо изученной.
Команда зоологов во главе с Моникой Бонд (Monica L. Bond) из Цюрихского университета решила выяснить, как присутствие человека влияет на внутривидовые взаимоотношения масайских жирафов (Giraffa camelopardalis tippelskirchi), населяющих Танзанию и южную Кению. В центре внимания исследователей оказалась популяция из региона Тарангире на севере Танзании. Здесь расположены два национальных парка, частное ранчо и сельскохозяйственные угодья скотоводов-масаи. Заборов и ограждений между ними нет, так что дикие животные могут спокойно переходить с охраняемых территорий на неохраняемые.
В течение шести лет ученые собирали данные о взаимодействиях 1139 взрослых самок жирафов. Именно такие особи чаще всего вовлечены в социальные отношения с сородичами – например, они могут выбирать напарников для совместного кормления. Поскольку рисунок пятен на шкуре каждого жирафа уникален, специалистам было нетрудно опознавать отдельных животных.
Анализ полученного материала подтвердил, что для самок жирафов в регионе Тарангире характерна сложная сеть социальных связей. Местная популяция разделена на группы по 60-90 особей, члены которых периодически взаимодействуют между собой, но избегают контактов с представителями других групп. Подобная избирательность сохраняется, даже если несколько групп занимают одну и ту же территорию. При этом особи, живущие рядом с традиционными масайскими деревнями-бомами, реже общаются друг с другом и имеют более ограниченный круг знакомых.
Масаи относятся к жирафам толерантно: они не охотятся на них и не рассматривают как конкурентов скоту. Тем не менее, в регионе немало пришлых браконьеров, из-за которых жирафы убегают от любых людей, передвигающихся пешком (на джипы с туристами звери внимания не обращают). Такое поведение мешает формировать и поддерживать социальные связи. Негативную роль играет и вырубка деревьев, листьями которых питаются жирафы.
Может показаться странным, что жирафы вообще приходят к деревням. По мнению авторов, их привлекает отсутствие львов и гиен, которых истребляют скотоводы-масаи. Это особенно важно для самок с детенышами. Таким образом, жирафам приходится делать выбор между безопасностью и общением с сородичами.
Пока сложно сказать, насколько нарушение социальных связей вредит благополучию жирафов. Тем не менее, исследователи предполагают, что оно, наряду с браконьерством и потерей среды обитания, может отчасти объяснять серьезное сокращение численности этих травоядных в последние десятилетия. Масайский подвид, которому было посвящено данное исследование, пострадал особенно сильно: его популяция сократилась на 50 процентов.