Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Energy Research.
"Современный транспорт сделан из металла и потребляет углеводороды в качестве топлива. Экологически чистый транспорт может быть устроен абсолютно наоборот: углеводороды будут использоваться в качестве конструкционного материала, а в качестве топлива будут использоваться металлы", — приводятся в сообщении пресс-службы, поступившем в РИА Новости, слова руководителя проекта, заведующего лабораторией энергоаккумулирующих веществ ОИВТ РАН Михаила Власкина.
Специалисты его лаборатории провели исследование с алюминиевыми гранулами размером около одного сантиметра при температурах от 250 до 400 градусов Цельсия и обнаружили, что в таких условиях алюминий горит в воде со скоростью порядка одного сантиметра в час.
Плотность энергии алюминия почти в два раза выше, чем у бензина, но сжиганию металла и его использованию в качестве топлива мешает пленка оксида на поверхности. Для того чтобы окислить (сжечь) алюминий в воде, ранее использовались различные химические добавки либо к воде, либо к алюминию, либо алюминий использовался в виде мельчайшего порошка. Однако такие способы усложняли и делали более дорогостоящим процесс окисления алюминия, говорится в сообщении.
Российские ученые нашли способ, как обойти это ограничение: сжигать металл в парах воды в замкнутом пространстве. В этом случае для сжигания можно использовать даже водопроводную воду. В результате горения образуется газообразный высокочистый водород — твердый оксид алюминия — и выделяется тепловая энергия.
Это достижение, по мнению авторов исследования, открывает перспективу создания экологически чистых энергоустановок, использующих металлы в качестве топлива. Такие энергоустановки могут использоваться, например, в транспорте — вместо энергоустановок на обычном бензине или дизеле.
"Если металл получен за счет дешевой и экологически чистой электроэнергии атомных электростанций, гидроэлектростанций или возобновляемых источников энергии, то и весь цикл использования металла в качестве топлива является "зеленым" и конкурентным с традиционными видами топлива", — отмечается в сообщении ОИВТ.