В перечне рекомендуемых к принятию поправок «для восстановления экономики» – ослабление требований природоохранного законодательства. Инициировал эти поправки около месяца назад Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В своем письме премьер-министру Михаилу Мишустину, на которое ссылается «Коммерсант», представители РСПП просят в связи с эпидемией коронавируса приостановить текущий экологический надзор, контроль и наиболее значимые процедуры экологического регулирования.
Промышленники и предприниматели считают, что получение разрешительных документов и проведение таких процедур, как общественная экологическая экспертиза, угрожают «неконтролируемому распространению заболевания», а обстоятельства «требуют отложить до 2021 года и работы по восстановлению лесов, и эксперимент по введению квотирования выбросов».
К письму прилагается список: приостановка экологического надзора, контроля (в том числе производственного, включая штрафы за его отсутствие) и согласований, отсрочка для реализации природоохранных программ компаний, ликвидация штрафов за несоответствие промышленных загрязнений нормативам, смягчение и отсрочка уплаты экологических платежей.
Несмотря на негативную реакцию со стороны гражданского сектора и ряда бизнес-структур, инициативы РСПП нашли понимание в Минприроды России. Ведомство направило на согласование проект Постановления правительства «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», в который вошло большинство «антиэкологичных» предложений РСПП: продление срока рассмотрения документов в рамках экологической экспертизы, принятие оценки воздействия деятельности компаний на окружающую среду (ОВОС) без проведения общественных слушаний, возможность отложить компенсационные работы по восстановлению лесов и приостановить эксперимент по введению квотирования выбросов.
Закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ не вызывал восторга у представителей промышленности уже на момент его принятия в прошлом году. Согласно документу, предприятия, признанные объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите должны были добросовестно инвентаризировать свои выбросы, разрабатывать и согласовывать мероприятия по обеспечению квот выбросов, а также корректировать данные инвентаризационных выбросов, ну и конечно – обеспечить доступ на территорию объекта контролирующих органов для уточнения сведений, полученных в результате инвентаризации.
Эксперимент этот начался в ноябре прошлого года, а закончить его планировалось
31 декабря 2024-го. Результатом данной деятельности должны были стать сводные расчеты, на основании которых планировалось провести оценку риска для здоровья человека и сформировать перечень приоритетных загрязняющих веществ для каждого региона. Однако из-за пандемии коронавируса инициатива может быть отложена на неопределенное время.
Еще одним «пострадавшим» от пандемии может стать лесное хозяйство. Ранее Правительство утвердило правила компенсации (восстановления) лесов взамен вырубленных. По словам директора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России Андрея Грибенникова, реализация этих правила должна была служить «достижению цели сохранения лесов и созданию благоприятной окружающей среды».
На данный момент действует режим, при котором объем восстановления лесов должен обеспечить баланс между выбытием лесов и их воспроизводством в течение года, если же «коронавирусные» поправки будут приняты, срок для восстановительных мероприятий будет увеличен втрое. Это при том, что утрата лесов становится настоящей проблемой, а ежегодные сплошные рубки в целом по стране превышают миллион гектаров.
Комплекс казалось бы небольших послаблений в природоохранном законодательстве на деле может обернуться большими проблемами, – считают эксперты. Многочисленные исследования смертности и уровней заболеваемости коронавирусом доказали связь загрязнения окружающей среды с повышенными показателями заболеваемости и смертности. В России с ее многочисленными «точками экологического неблагополучия» в условиях, когда пик пандемии еще не пройден, проблемы окружающей среды становятся актуальными как никогда.
То, что решать экономические проблемы за счет «экологии» нельзя, – для многих очевидно. Необходимо задуматься над выработкой новой модели развития человечества, построенной на принципах бережного отношения к экосистеме нашей планеты, – считают представители неправительственного сектора и международных организаций.
По словам специального докладчика ООН по правам человека и окружающей среде Дэвида Бойда, страны не должны использовать пандемию COVID-19 в качестве предлога для ослабления защиты окружающей среды: «В свете глобального экологического кризиса, который предшествовал COVID-19 , эти действия нерациональны, безответственны и ставят под угрозу права уязвимых людей… Такие политические решения могут привести к ускоренному ухудшению состояния окружающей среды и оказать негативное воздействие на широкий спектр прав человека, включая права на жизнь, здоровье, воду, культуру и питание, а также право жить в здоровой среде. Как демонстрирует COVID-19, пандемии могут подорвать права миллиардов людей, особенно тех, кто уже уязвим для экологического вреда, включая людей, живущих в бедности, меньшинства, пожилых людей, коренные народы, женщин и детей».
Более 35 тысяч человек поддержали петицию Гринпис России с требованием не допустить отмены природоохранных норм российского законодательства под предлогом борьбы с COVID-19.
Представители общественных экологических организаций, в числе которых Climate Action Network и Fridays for Future, предостерегают Правительство от принятия поправок, отменяющих ряда важных природоохранных норм. 15 организаций обратились с письмом к вице-премьеру Андрею Белоусову с призывом «отказаться от ослабления природоохранного законодательства и придерживаться зелёных принципов при восстановлении экономики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе».
Гражданские активисты подчеркивают, что кризис COVID-19 обнажил уязвимость российской экономики: коронавирус ударил по мировому нефтяному рынку, который и так не отличается устойчивостью. Они считают, что попытки со стороны крупного бизнеса использовать ситуацию с COVID-19 для ослабления экологического законодательства приведёт не только к экономическим, но и экологическим проблемам, которые также придётся решать, а последствия от послабления экологических требований могут оказаться не менее страшными, чем последствия вируса.
«В сложившейся ситуации представляется целесообразным не только предпринимать краткосрочные меры для поддержки населения, малого и среднего бизнеса, но и разрабатывать средне- и долгосрочные стратегии, реализация которых поможет избежать либо минимизировать экономические кризисы в будущем», – говорится в письме.
По мнению гражданских активистов, план восстановления экономики должен базироваться на принципах, обеспечивающих охрану климата и окружающей среды, переход экономики страны на климатически нейтральный – низкоуглеродный – путь развития, а также учитывать аналогичные планы других стран.
Среди предлагаемых представителями НПО принципов восстановления – приоритеты сохранения благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия как основ жизнедеятельности и благополучия человека, поддержка мер и технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, внедрение мер циклической экономики, недопущение ослабления существующего законодательства, обязательное участие и учёт мнения научных и экологических организаций, общественности, а также открытость при принятии решений, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды и природопользования.
Новые идеи для выхода из коронакризиса предлагают и эксперты в сфере экономики. «Нынешние тенденции ставят Россию перед необходимостью качественно обновить идейный каркас её внешней политики, предложить привлекательные и обращённые в будущее идеи для себя и мира. Она может включать в себя разработку национальной и международной программы борьбы с загрязнением окружающей среды (а в перспективе – с выбросами углекислого газа), включающей в себя отказ от бытового пластика, ограничение вредных выбросов и потерь энергии, массированную (и при этом недорогую) кампанию по рекультивации, лесовосстановлению на территориях, пострадавших от пожаров, – пишут в своей работе «Россия в мире по коронавируса – новые идеи» декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Сергей Караганов и замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. – Нужно продвигать внутри и вовне образ «зелёной» страны, представляя богатство и многообразие природы России как ценности, а не только как ресурс экономического развития».