Опубликовано 17/04/2020, в 17 ч. 28 мин., 480 просмотров

В Сибири обнаружили клещей-гибридов, передающих вирусы

Фото: Пресс-служба Томского государственного университета

Ученые обнаружили в Сибири клещей, сочетающих в себе признаки двух видов - таежного и Павловского. Биологи считают, что такие гибриды могут становиться источниками появления новых штаммов клещевых инфекций.

В Сибири начинается клещевой сезон, во время которого ежегодно тысячи людей заражаются тяжелейшими инфекциями. Клещи активизировались уже в апреле - с наступлением первых теплых дней. Опасные членистоногие могут передавать не только вирус клещевого энцефалита, но и  являются возбудителями других заболеваний: боррелиозов, риккетсиозов, от которых не существует вакцин.

Первых клещей с признаками гибридизации томские ученые обнаружили при сборе материала в районе села Коларово и в Томске вблизи стадиона "Кедр". Подозрительные особи были отправлены на исследование в Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" в Новосибирске. Вирусологи подтвердили предположение биологов.

- Томские экземпляры оказались помесью таежного клеща и клеща Павловского, который на территории города встречается чаще, - сообщает Томский государственный университет. - При этом внешне гибриды практически не имеют отличий от исходных видов. Выявить "микс" можно только с помощью молекулярно-генетической экспертизы.

По словам ученых, гибридизация животных чаще всего происходит в ситуации, когда в природе встречаются два вида, сильно различающихся по численности. Меньшинство старается поддержать свою популяцию за счет представителей родственного вида.

Между тем еще в 2008 году специалисты "Вектора" описали новый штамм вируса клещевого энцефалита, который получил название "Коларово-2008". Данный штамм оказался рекомбинантным, то есть соединил в себе геномные участки разных типов вируса.

Ученые считают, что гибридизация клещей могла стать отправной точкой для его появления.

- Когда вирусы попадают в новую среду, может произойти интрогрессия - обмен генетическим материалом, - рассказывает заведующая лабораторией мониторинга биоразнообразия Томского государственного университета Нина Москвитина. - В результате возникают новые варианты вирусов, которые утрачивают ряд старых свойств и приобретают новые.

Биологи предполагают, что к трансформации клещей может привести и появление новых животных-прокормителей, на которых они паразитируют.

Этим летом ученые планируют обратить внимание на летучих мышей, обитающих на территории городов и нередко контактирующих с человеком и другими животными. Они могут занести возбудителей, ранее в Сибири не отмеченных.