По данным ряда природоохранных организаций, сокращение объемов промышленного производства и грузовых перевозок, вызванное пандемией коронавируса, привело к улучшению экологической ситуации в ряде регионов мира. Тем не менее, в ООН ожидают, что восстановление экономической деятельности после кризиса может вернуть загрязнение окружающей среды на прежние уровни. А потому в Организации рассматривают способы сокращения негативного воздействия грузовых перевозок на природу. Одним из них, считают в Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, может быть диверсификация перевозок по внутренним водным путям.
По статистике, полученной из 42 государств, в 2018 году этим видом транспорта было перевезено лишь немногим более 3 процентов грузов, в то время как по железным дорогам – 32 процента, а по автомобильным – почти 65 процентов. При этом степень использования внутреннего водного транспорта значительно отличается от страны к стране: в Австрии, Венгрии, Словакии, Франции и Хорватии доля грузовых перевозок по внутренним водным путям составляет менее 10 процентов, тогда как в Болгарии, Германии, Румынии и Сербии она превышает 10 процентов, а в Нидерландах приближается к 40.
В ООН предлагают странам региона задуматься о развитии водного транспорта, который по сравнению с остальными более выгоден экономически и более безопасен с экологический точки зрения. По данным Европейской экономической комиссии, в последнее десятилетие наблюдается тенденция к увеличению размеров судов при сокращении их числа. При этом растет валовая вместимость флота, эксплуатируемого на европейских внутренних водных маршрутах. Модернизация флота и инфраструктуры, расширение сети маршрутов грузоперевозок позволит не только создать новые рабочие места, но и обеспечить устойчивое развитие транспортной отрасли, уверены в ЕЭК ООН.