Реклама Samsung, Uber, Nintendo, Harley Davidson, Warner Bros. предваряет на YouТube ролики, в которых ставится под сомнение изменение климата. Об этом в середине января объявила американская некоммерческая организация Avaaz, которая занимается экоактивизмом с 2007 года. И предъявила претензии к брендам.
Всего активисты заметили рекламу 108 компаний перед сомнительными видео. Среди них были и зеленые Greenpeace и WWF. Они вместе с Samsung были среди тех 10 компаний, которые ответили активистам. Сказали, что не знали о том, что их реклама крутится перед конспирологическими роликами, и что немедленно свяжутся с платформой, чтобы «решить проблему и предотвратить ее повторение в будущем».
Бренды могли, действительно, не знать о том, перед чем показывается их реклама. Да, покупать ее на конкретном канале или даже ролике на YouТube можно. Но большая часть рекламы таргетируется — бренды платят за то, чтобы их реклама демонстрировалась аудитории, выбранной по возрасту, полу, семейному положению и т.п. Соответственно, реклама попадает в те ролики, которые такая аудитория смотрит.
Кроме брендов, активисты обвинили YouТube в том, что платформа продвигала конспирологические ролики. В общей сложности у сомнительных видео 21,1 млн просмотров. И сервис, если верить Avaaz, предлагал их тем, кто вбивал в строку поиска «изменение климата», «глобальное потепление» или «манипуляция с изменением климата».
Глава некоммерческой организации Avaaz Нелл Гринберг, который довольно безапелляционно потребовал у YouТube не давать рекламу видео с «неточной информацией», уточнил, что это не имеет ничего общего с цензурой: «Мы ни в коем случае не говорим о свободе слова — мы говорим о бесплатной рекламе и бесплатном продвижении, и именно это делают алгоритмы рекомендаций YouTube». Однако что такое невозможность продавать рекламу и пессимизация в выдаче, как не цензура в интернете?
YouТube обвинения вроде бы отвергла. В официальном заявлении постановила, что дает приоритет «авторитетным голосам» в темах, которые «подвержены дезинформации, вроде изменения климата». Но можно сказать, что, сказав это, YouТube ничего не сказала. Три самых популярных ролика, где, по мнению активистов, подается дезинформация об изменении климата, принадлежат Fox News и каналу PragerU. Отношение к республиканскому телеканалу, конечно, отличается от штата к штату. Но вряд ли большинство американцев, учитывая результаты последних выборов, назовут его неавторитетным источником. То же можно сказать и о YouТube-канале с 2,3 млн подписчиков.
Во всех похожих ситуациях раньше YouТube в споры не вступала. А просто лишала рекламы, пессимизировала, убирала из выдачи скандальные видео. Когда в 2017 году журналисты The Wall Street Journal нашли старое видео самого популярного блогера PewDiePie с антисемитскими высказываниями, от него сначала ушло несколько брендов, а затем и сам хостинг лишил его контракта с Disney.
С тех пор ситуация для блогеров, исследующих границы свободы слова, только ухудшалась. Масла в огонь подливали журналисты, косвенно обвинявшие YouТube в терроризме, экстремизме, педофилии и других смертных грехах — за то, что площадка размещала рекламу перед роликами с подобным содержанием. После каждого скандала правила ужесточались, а блогеры лишались доходов.
Показателен случай, произошедший весной 2019 года. Авторы канала RackaRacka пожаловались, что их видео с имитацией драки из компьютерной игры исчезло из выдачи. YouТube сначала ответила, что это произошло из-за политики в отношении насилия. Затем, когда блогеры представили их сворованное видео на других каналах, — что произошел сбой. Но видео RackaRacka так и не вернули. И авторы заявили, что уходят с площадки.
А к концу прошлого года YouТube отключила возможность показывать рекламу сначала перед видео, в которых содержались агрессивные высказывания по отношению к детям, а в комментариях появлялись реплики с намеком на педофилию. А затем запретила анализировать данные тех, кто смотрит детский контент (это могут быть не только дети). Из-за этого реклама перед видео перестала быть персонализированной.
YouТube раз за разом усложняла жизнь авторам неугодного контента. Лишая их возможности заработать на рекламе, фактически выживала блогеров. Но если ненавистнические ролики о детях вряд ли вызовут симпатию у статистически значимой группы населения, то с конспирологией об изменении климата дела обстоят иначе.
Один из кочующих сюжетов в этих видео — отрицание того, что эмиссия CO2 (выхлопные газы) приводит к парниковому эффекту. Похожих взглядов придерживается, например, Дональд Трамп. «Они изменили название для «глобального потепления» на «изменение климата» после того, как термин просто не сработал (слишком холодно)!» — один из характерных твитов американского президента.
С темой климата, которую YouТube признает «подверженной дезинформации», площадка пытается работать. Рекламодатели с недавних пор могут отказаться от показов своей рекламы перед всеми видео о климате. Без деления на «плохие» и «хорошие».
И, судя по официальным заявлениям, хостинг это разграничение, даже под давлением экоактивистов, вводить не будет. Тренд на подчинение технологических корпораций демократическим институтам уже задал в начале года Марк Цукерберг. В своем традиционном новогоднем посте глава Facebook написал, что ответственность за значимые для общества решения в интернете должны брать на себя демократические институты. Потому что их легитимность держится на том, что они выбраны людьми. Спорить, пусть и заочно, с выбранным демократическим путем американским президентом не стала и YouТube.