Дизайнер, архитектор, программист, верстальщик, люди, журналист, редактор, корректор – представители этих профессий подолгу сидят за компьютером и даже в дороге не расстаются с планшетом и смартфоном. Это представляет опасность для зрения. Во-первых, когда мы смотрим в монитор, то меньше моргаем, а значит, глаз меньше увлажняются слезой. Из-за этого возникает синдром сухого глаза. Во-вторых, негативно влияет на зрение синий свет, который мониторы излучают на 40% интенсивнее, чем естественные источники света. Ученые установили, что воздействие синего излучения приводит к фотохимическим деформациям сетчатки, особенно - фоторецепторов и пигментной эпителиальной ткани.
Свою лепту в ухудшение состояния глаз вносит работа в кондиционируемых офисах с системами искусственной вентиляции, которые продуцируют сухой воздух. Он еще больше усугубляет синдром сухого глаза.
Профилактика в этом случае – регулярные перерывы каждые 40-45 минут, в течение которых нужно отводить глаза от монитора, а еще лучше – выходить из помещения. Кроме того, люди этих профессий нуждаются в профилактических визитах к офтальмологу, а часто и в лечении синдрома сухого глаза. Существуют специальные слёзозаменяющие капли, которые улучшают слёзную плёнку. Для более эффективного решения проблемы используется физиотерапевтическое лечение специальным лазером, которое улучшает продукцию слёзных желез.
Библиотекари, архивариусы, преподаватели, учителя – все, кто даже в наш компьютерный век активно читают и изучают бумажные документы – практически никак не рискуют своим зрением. Да, это длительная зрительная работа, нередко в очень пыльных помещениях, и пыль может попасть в глаза. Но сама по себе работа с документами в большом количестве никакого существенного вреда зрению не приносит. Главное - сидеть в нормальной позе, на удобном стуле, чтобы шея не отекала, и периодически, хотя бы каждые час-полтора, делать перерывы в работе. По большому счету работа с бумажными документами напрягает глаза, что правда, но ухудшить зрение или привести к серьезным заболеваниям не может.
Что касается лаборантов, офтальмологов, хирургов (нейрохирургов, кардиохирургов и проч.), ювелиров, рукодельниц и всех людей, работа которых подразумевает длительное напряженные всматривание в мелкие детали – то они в группе риска. Повезло только офтальмохирургам – у них очень короткие операции, поэтому работа с микроскопом не так продолжительна. А вот в остальных хирургических и прочих профессиях, где работают со специальными очками-микроскопами, в течение 9-12 часов делая одну операцию, возникает очень большое напряжение для глаз. Проблему усиливает, как правило, неудобная позиция.
Ювелиры, огранщики, все творческие профессии, которые подразумевают работу с огромным числом мелких деталей (златошвеи, вышивальщицы, мозаичнисты и т.д.) подвержены высокому риску потери зрения. Если нет желания или возможности отказаться от такой специальности, то следует минимизировать нагрузки на глаза – проводить больше времени на свежем воздухе, за занятиями спортом и т.д. Также нужно своевременно наблюдаться у специалиста, подбирать контактную или очковую коррекцию. Например, в случае с ювелиром, оптимальна контактная коррекция линзами - чтобы ему было удобно работать.
Фотомодели, фотографы, актеры, режиссеры, гримеры, словом – все те, кто находится рядом с постоянными фотовспышками или работает под ярким светом софитов, не относятся к числу профессий с высоким риском снижения зрения. При нормальном режиме работы софиты и вспышки фотоаппаратов не могут привести к каким-либо патологическим изменениям в зрительной системе. Если у человека она здоровая, яркий свет может причинять дискомфорт, но не доведет до проблем со зрением.
Зубной врач, зубной техник, шахтёр, работник горячих цехов – все эти профессии связаны с риском попадания различных химических веществ и частиц (например, кусочка зуба) в глаза. Из-за контакта химических веществ с роговицей появляются воспаления, и при отсутствии лечения дело может дойти до трансплантации роговицы. Поэтому, чтобы избежать контакта с микрочастицами или химическими веществами, нужно носить специальные защитные очки, которые предотвращают попадание инородных веществ и пыли в глаза.
Это же касается сварщиков и электриков, у которых риски увеличиваются из-за работы с ярким свечением. Безусловно, базовая мера профилактики - работа в специальном защитном шлеме (маске), чтобы избежать попадания в глаза сварки или микрочастиц при работе электрика. Если все-таки в глаза что-то попало, то нужно сразу же обращаться к офтальмологу, не пытаясь удалить самостоятельно инородные тела. Особенно велик риск такой ситуации у сварщиков. Все людям с такими профессиями обязательно периодически, минимум раз в год, наблюдаться у врача.
К этой же категории относятся спортсмены – бокс, борьба, контактные виды единоборств чреваты травмами глаз. От сильных касательных ударов могут быть разрывы сетчатки, а это в свою очередь может привести к ее отслойке. Увы, в этом случае глаза никак не защитить. Человек не может заниматься боксом, надев на голову каску с щитком, как у сварщика. Таким спортсменам нужно чаще, чем остальным, раз в три-четыре месяца, приходить на осмотр сетчатки глаза, чтобы как можно быстрее выявить возможные проблемы.
Машинисты метро проводят полжизни во тьме тоннелей, и от этого у них падает зрение – это всего лишь миф. Постоянная темнота может оказывать психологическое давление, но на зрение сама по себе не влияет. Кстати, видеть лучше из-за постоянного всматривания в темноту, как это описал Дюма в романе «Граф Монте-Кристо», тоже не получится.
Также мало влияет на зрение постоянное вглядывание вдаль – и у летчиков, и у моряков дальнозоркость развивается с возрастом, как и у всех людей, а не потому, что они все время смотрят вдаль. Истории об их особенно остром зрении – тоже не более, чем мифы.
Но, конечно, в зоне риска может оказаться любой: даже воспитательница в детском садике может получить в глаз совочком. Так что главное – разумно подходить к организации работы, не забывать о перерывах и регулярных визитах к врачу.