Этот вид морских свиней был открыт в 1950 году, и ученые уже тогда поняли, что он вымирает. Вакиты часто тонули, запутавшись в жаберных сетях, в которые ловили креветок и тотоабу – рыбу, чей плавательный пузырь считается деликатесом в Китае. В 1975 году тотоабу объявили вымирающим видом, и власти Мексики запретили вылов. Однако ловить рыбу намного проще и безопаснее, чем возить наркотики, поэтому тотоабу продолжают массово отлавливать, а значит, вакиты продолжают гибнуть в сетях.
В 2005 году мексиканские власти объявили часть Калифорнийского залива экологическим убежищем для вакит. Однако их численность продолжала падать: в 2008 году насчитывалось 200 животных, а в 2016-м осталось менее 30. Правительство совершило беспрецедентную попытку защитить их в неволе: в 2017 году международная команда ученых, ветеринаров и специалистов по охране природы приехала в Мексику, чтобы осуществить многомиллионный проект «Спасение вакит» (VaquitaCPR). Предполагалось перевезти половину уцелевших особей в защищенные морские загоны и содержать там, пока не восстановится дикая популяция. Ученые поймали двух самок, но обе начали демонстрировать признаки сильного стресса, их пришлось отпустить. Одна из самок позже умерла, и проект был закрыт.
По мнению биолога Мэтью Подольски, борьба за выживание вакит – крайне поучительная история о том, что редких животных важно защищать при первых признаках сокращения популяции, а не когда в живых остается всего несколько особей.
Бедственное положение вакит (Phocoena sinus) – главная тема вышедшего в этом году фильма National Geographic «Море теней».