Продажи одежды по всему миру удвоились за последние 15 лет. При этом 84% одежды заканчивает свой срок на свалках или мусоросжигательных заводах, и только оставшиеся 16% перерабатываются. Так, в США в мусорные баки выбрасывается более 13 млн тонн одежды в год. В итоге утилизация всех этих изделий создаёт такой же объём вредных выбросов как 7,3 млн автомобилей.
Современный человек стал олицетворением эпохи потребления, последствия которой будут ощущать следующие поколения на протяжении многих столетий. Однако многие уже начали не только осознавать проблему, но и принимать активные действия для ее предупреждения и предотвращения последствий.
Так, в индустрии моды не главным, но немаловажным шагом в сторону сохранения окружающей среды является отказ от концепции fast fashion (обновление ассортимента определенного бренда несколько раз в сезон).
Второй важный шаг – переход на более экологичные материалы и технологии производства. Многие используемые сегодня материалы почти не разлагаются, а их изготовление требует применения опасных для окружающей среды и здоровья людей химикатов.
Например, в индийском штате Мадхья-Прадеш, где расположено одно из крупнейших производств вискозы в мире, местные жители гораздо чаще страдают от рака и пороков развития, чем в среднем по стране. А работники аналогичного предприятия в индонезийской провинции Западная Ява вынуждены промывать загрязненную токсикантами вискозу руками в грязных городских реках, подвергая свое здоровье дополнительной опасности.
В том числе благодаря давлению неравнодушной общественности, многие бренды стали с большей экологической ответственностью подходить к смене коллекций. Около восьмидесяти крупнейших мировых брендов обещают к 2020 году заменить вредные для окружающей среды химикаты, использующиеся в производстве, на безопасные аналоги.
На смену полиэстеровым платьям и одноразовым синтетическим майкам и другим предметам гардероба многие производители вводят в коллекции одежду, полностью сделанную из переработанных материалов или натуральных тканей, влияние которой на окружающую среду в разы меньше.
Досталось и хлопку, несмотря на то, что изготовление хлопковой одежды более экологично, чем одежды из синтетических тканей. Однако при его выращивании используется огромное количество пестицидов и инсектицидов, которыми обрабатывают посевы. Кроме того производство хлопковой одежды требует внушительных затрат воды – например, на одну пару джинсов уходит 6 000 литров. Так что нет ничего удивительного в том, что всё чаще упор в маркетинговых кампаниях делается на идею экологической устойчивости и более осознанное потребление.
Естественно, некоторые производители только хотят казаться экологически ответственными. Так, всемирно известный бренд H&M уже не первый год декларирует экологическую устойчивость, своей деятельности, уделяя этой теме больше внимания, чем любой другой бренд сегмента масс-маркет. Этот бренд прекрасно осведомлен о негативных последствиях производства одежды.
H&M говорит о важности создания рабочих мест для людей в странах третьего мира, при этом на некоторых из этих фабрик абсолютно не соблюдаются условия труда. В частности, в Бангладеше, Индонезии и Камбодже работникам приходится трудиться в опасных и нездоровых условиях. 15% скидка, которую получают покупатели за сдачу вторичного текстиля в магазин, зачастую служит стимулом к увеличению числа последующих покупок.
Стоит отметить, что объемы поступающей на переработку одежды пока весьма скромные – за 2015-2016 гг. доля переработанного материала не превышала 1% всех материалов, используемых H&M на производстве. Поэтому эффективность специальной линейки H&M Conscious, производимой из органического хлопка и переработанных тканей, сложно определить.
Многие бренды не готовы вкладываться в изменение своей бизнес-модели, но занимаются просвещением покупателей в области сознательного потребления, развитием программ экологической устойчивости, внедрением эко-линеек одежды.
Конечно индустрия моды наносит большой ущерб окружающей среде количеством выпускаемой одежды и материалами, из которых она изготавливается. Однако даже сознательному и ответственному покупателю сложно разобраться в производителях, декларирующих свою экологичность.
Тем не менее, с каждым новым днем появляются новые социально-ответственные, этичные и экологичные бренды. Из российских марок к ним относятся NNedre, 31gate, Strogo Vintage, Parcel, Rosa Clothes. Среди иностранных производителей можно выделить бренды, давно закрепившие свои позиции в лидерах устойчивого подхода к производству одежды – Eileen Fisher, People Tree, Reformation, MaisonCleo, а также & OtherStories, COS и Arket, несмотря на то, что последние три являются дочерними компаниями H&M. С каждым годом этот список растет.
Путь к глобальным изменениям всегда начинается с отдельных людей. Любой человек может внести свой вклад в дело защиты окружающей среды, в том числе и следуя некоторым нехитрым рекомендациям при покупке одежды.
Во-первых, следует выбирать одежду из натуральных материалов. Бамбук, пенька (конопля), органический хлопок, тенсел, модал (источник – буковая или эвкалиптовая древесина), джут, батист, лиоцель, сиблон, лён – выбор разнообразен. В отличие от синтетических тканей, производство натуральных менее затратное по ресурсам, а срок службы при этом зачастую дольше при правильном уходе. Также натуральные ткани обычно менее вредные для здоровья.
Если вы хотите избавиться от вещей, не нанося экологического ущерба, то благотворительные магазины станут для этого лучшим вариантом. Магазины такого формата существуют почти во всех крупных городах страны. Если подходящих пунктов не найти, то можно найти аналог, например, передать вещи нуждающимся в гуманитарные центры при храмах.
Помимо этого также следует помнить еще о нескольких важных правилах:
— когда это возможно используйте шеринговые сервисы и аренду одежды, вместо покупки;
— читайте информацию о происхождении и месте производства вещи, используемых материалах и насколько они возобновляемы;
— поддерживайте этичные бренды и локальное производство;
— стремитесь к капсульному гардеробу и принципу сочетаемости предметов одежды;
— совершайте покупки в винтажных магазинах и секонд-хендах;
— ухаживайте за вещами в соответствии с рекомендациями на бирках, чтобы они служили дольше.
А вот список известных благотворительных магазинов в некоторых городах нашей страны:
— «Спасибо!», 6 магазинов, 100 контейнеров в Санкт-Петербурге, проект-магазин;
— SVALKA, Москва и Санкт-Петербург;
— Charity Shop, 4 магазина, Москва;
— «Лавка радостей», Москва;
— «БлагоБутик», Москва;
— «Стиль жизни», Москва;
— Oxfam Charity Shop, Москва;
— «ОбниМир», Обнинск;
— «Доброшоп» Улан-Удэ, Пермь;
— «Спасибо», Хабаровск;
— «Так Просто», Череповец;
— «Мастер Добрых Дел», Магнитогорск;
— «Вторник», Иркутск;
— «Надежда», Королев;
— «БлагоДарю», Волгоград;
— «Счастье», Казань;
— «Вещеворот», Челябинск;
— GUSTO!, Новосибирск;
— «Удачная находка», Ярославль.