"Есть вариант, который мы [в рамках рабочей группы] обязательно проработаем, - страхование именно этой ответственности владельца. Мы этот вопрос с компаниями обсудим", - ответил он на вопрос ТАСС по поводу средств на рекультивацию свалок.
Никитин объяснил, что зачастую компании, которые владеют полигонами или эксплуатируют их, прекращают свою деятельность до старта ликвидации ущерба, в итоге власти не могут им предъявить требования оплатить работы.
Как ранее сообщал ТАСС, стоимость рекультивации полигона "Кучино" в Московской области площадью в 50 га и высотой в среднем 50 м оценивается в 4 млрд рублей. Эти средства обеспечиваются из федерального и регионального бюджетов, оператор свалки обанкрочен.
Другой вариант решения проблемы с источником денег на рекультивацию, который рабочая группа уже обсуждает, - возможность создания специального фонда, куда владельцы и эксплуатанты полигонов будут отчислять средства. "Региональный оператор сдает [на полигон] по тарифу объем [отходов], а владелец полигона может иметь обязательство, если мы выработаем такую позицию, по отчислению некоторой суммы в фонды", - пояснил Никитин предполагаемый механизм. Причем, стоимость рекультивации и, соответственно, размер отчислений должны будут рассчитываться индивидуально в каждом случае в зависимости от характеристик полигона.
Этот фонд может быть создан при Российском экологическом операторе, считает глава рабочей группы. Однако пока вопрос, кто будет управлять средствами - открытый. "Здесь вопрос контроля и ответственности: это должен быть кто-то, кто будет нести ответственность за эффективное использование этих средств <…> Но проблему [рекультивации свалок] надо решать", - добавил он.
Никитин предполагает, что введение нового обязательства, будь это страхование или отчисления в фонд, можно будет компенсировать в тарифе регионального оператора за счет других составляющих, и в итоге стоимость услуги для населения останется прежней.
По словам главы рабочей группы, плата за негативное влияние на окружающую среду (НВОС), [ее уже вносят полигоны, а регоператоры транслируют в своем тарифе], в текущем виде не подходит для решения проблемы.
"НВОС в экономическом замысле предполагает компенсацию различных форм вреда окружающей среде, который наносит вся деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в частности, полигоны. Эти средства не имеют целевой окраски в бюджете <…> Механизм мог бы быть примитивнее: приведение размера НВОС в соответствии с потенциальными затратами на рекультивацию и целевая окраска через бюджет. Но через федеральный бюджет делать это не эффективно и неправильно", - сказал он.
Размер платы НВОС с 2019 по 2023 год заморожен на уровне 2018 года и составляет 95 рублей за тонну размещенных на полигоне отходов, а должен был увеличиться до 194 рублей.
Рекультивация свалок - одна из задач национального проекта "Экология". Средства на это выделяются регионам в рамках направления "Чистая страна". Всего на него с 2019 по 2024 год предполагается потратить почти 75,7 млрд рублей из федерального бюджета и 48,5 млрд рублей из бюджетов регионов.