Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Выхлопные базы: неэкологичные машины найдет искусственный интеллект

Выхлопные базы: неэкологичные машины найдет искусственный интеллект

04/07/2019 20:00 / 👁 1386 / Источник / Поделиться:
В России разработают систему, позволяющую в автоматическом режиме выявлять в потоке автомобили низкого экологического класса, рассказали «Известиям» в НТИ «Автонет». Ее эксплуатация может начаться в 2021 году. Система позволит с помощью искусственного интеллекта отслеживать старый транспорт, въезжающий в «чистые» зоны мегаполисов. Дорожную карту по их введению в Москве и Петербурге ранее поручил разработать вице-премьер Максим Акимов.

Если такие зоны появятся, за въезд в них владельцев неэкологичных машин начнут штрафовать. Новая система даст возможность делать это с помощью камер. Прежде чем применять карательные меры, нужно внести данные об экологическом классе машин со старыми ПТС в базу ГИБДД, предупреждают эксперты. В противном случае штрафы начнут приходить и владельцам относительно новых машин высокого экологического класса.
В России создадут систему для выявления старых автомобилей в потоке. Иллюстрация Global Look Press/McPhoto/face to face В России создадут систему для выявления старых автомобилей в потоке. Иллюстрация Global Look Press/McPhoto/face to face

ГЛОНАСС проследит

В России ориентировочно к 2021 году планируется создать систему автоматического выявления из потока автомобилей низкого экологического класса. Об этом «Известиям» сообщил пресс-секретарь Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» Ярослав Федосеев. Ее разработка будет осуществляться в рамках создания национальной сервисной платформы «Автодата». По его словам, проект одобрен на уровне комитетов НТИ «Автонет» и поддержан Минпромторгом.

Сервис позволит с помощью искусственного интеллекта определить точное место появления автомобиля низкого экологического класса в городе, пояснил Ярослав Федосеев. Таким образом, по его словам, можно будет в том числе с помощью существующих камер видеофиксации отследить старые автомобили, въезжающие в «запретные зоны» мегаполисов, прежде всего, в центр города.

Программно-аппаратный комплекс будет использовать данные телематических платформ автопроизводителей (например, «ГАЗ Коннект»), государственных информационных систем, таких как ЭРА-ГЛОНАСС и «Платон», а также информацию из электронных паспортов транспортных средств.

Сколько будет стоить разработка системы выявления неэкологичных машин, не уточняется, но в целом «Автодата» — сервисная платформа, обеспечивающая формирование массива статистических и аналитических данных о транспортных средствах, дорожной инфраструктуре и так далее, обойдется в 1,4 млрд рублей, сказали в НТИ «Автонет».

В Минпромторге сказали «Известиям», что поддерживают проект «Автодата» в целом.

— В настоящее время реализуется этап проекта, в ходе которого должны быть выработаны конкретные предложения по формированию нормативной правовой базы, включая установление организационно-правовой схемы и финансовой модели создания и эксплуатации «Платформы «Автодата», –– отметили в пресс-службе Минпромторга.

Ранее сообщалось, что власти Москвы и Санкт-Петербурга обсуждают запрет на въезд в центральные районы города автомобилей низкого экологического класса –– речь шла о машинах с двигателем «Евро-3» и ниже. С таким предложением выступил Совет по правам человека РФ, его поддержали в МВД. В начале этого года вице-премьер Максим Акимов поручил разработать дорожную карту по введению «чистых» зон в Москве и Петербурге. Сроки их появления пока не определены.

Однако законодательная база, позволяющая региональным властям осуществлять экологическое зонирование с помощью дорожных знаков, уже создана –– соответствующие поправки в правила дорожного движения (ПДД) вступили в силу еще в 2018 году, рассказал «Известиям» юрист компании Vegas Lex Дмитрий Моторин. Он также напомнил, что в Москве с 2017 года действуют ограничения для грузового транспорта ниже экологического класса «Евро-3» на движение в пределах Третьего транспортного кольца, а ниже «Евро-2» –– в пределах МКАД.

В июле прошлого года также вступили в силу новые дорожные знаки, например 5.35 «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и 5.36 –– ограничение экокласса для грузовиков, добавил гендиректор «Телеком-Мастер» (компании по внедрению интеллектуальных систем контроля) Михаил Шкляр. Кроме того, в ПДД появилась специальная табличка 8.25 «Экологический класс ТС», которую используют вместе с дорожными знаками. С помощью нее можно, к примеру, установить запрет на поворот налево или направо для ТС низкого экологического класса, добавил эксперт.

Если появятся «чистые» зоны для всех автомобилей, несоблюдение требований дорожных знаков с соответствующей табличкой будет грозить штрафом в 500 рублей. Для того, чтобы такие штрафы назначались на основании показаний камер, необходимо внести в базу ГИБДД данные по экологическому классу всего парка транспортных средств, отметил Михаил Шкляр. Этот процесс, по мнению эксперта, может активно начаться в 2021 году. С этого года указание в ПТС экологического класса авто станет обязательным.

Но необходимо учитывать, что оштрафованы могут быть как владельцы машин экологического класса ниже требуемого, так и без установленного в регистрационных документах, отмечает Дмитрий Моторин. Юрист обратил внимание на коллизию: стандарт «Евро-4» был создан в 2005 году, однако графа «экологический класс» была внедрена в ПТС значительно позже — в 2008–2011 годах. В связи с этим, по его словам, есть риск неправомерного назначения штрафов владельцам относительно новых машин.

В марте этого года глава ГИБДД РФ Михаил Черников сообщал, что в России около 70% ПТС автомобилей не содержат отметки об экоклассе.

В случае с грузовиками действует следующая система: экокласс машин должен быть подтвержден перевозчиком при получении разрешений на въезд в Москву. Если в ПТС нет этой информации, то структуры департамента транспорта отказывают в выдаче разрешений.

Плохая экология

Сегодня около 68% столичного парка легковых автомобилей соответствует стандарту «Евро-4» и выше, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Однако в среднем по России этот показатель составляет всего около 45%. При этом новые автомобили, которые продают официальные дилеры в России, имеют класс не ниже «Евро-4».

Ограничение по экоклассу наиболее актуально для Москвы и городов-миллионников, сказал «Известиям» гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.

–– Это общемировой тренд, поэтому двигаться в эту сторону нужно. Другое дело, что в России огромный парк старой грузовой техники. Один такой грузовик образует больше вредных выхлопов, чем 20 легковушек, –– сказал он.

Для Москвы и крупных городов ограничения на въезд старых автомобилей допустимы, но в регионах к ним нужно подходить с осторожностью, считает партнер Ernst&Young, руководитель группы по оказанию услуг автопредприятиям в СНГ Андрей Томышев. В провинции не все могут позволить себе автомобили высокого экологического класса, поэтому нужно отталкиваться от реальных доходов населения, сказал он «Известиям».

Система контроля вредного выхлопа автотранспорта, по словам представителя «Автонета», также может использоваться Минтрансом, Минприроды и различными экологическими организациями. Она позволит проверять наличие экологически опасных транспортных средств в автопарке как конкретных автопредприятий и транспортных компаний, так и частных владельцев. Кроме того, с помощью нее можно будет формировать аналитические отчеты по экологичности ТС в том или ином регионе. В Минтрансе и Минприроды на запросы «Известий» не ответили.

Последние новости

Популярные новости