Ученых серьезно беспокоят белые полосы и образующиеся от них перистые облака, которые создаются на высоте около восьми километров. Водяной пар и сажа из выхлопных газов самолета попадают в холодный воздух, что приводит к ледяным облакам. Препятствуя излучению тепла в космос, они создают парниковый эффект, пишут Лиза Бок и Ульрике Буркхардт из института физики атмосферы DLR в журнале Atmospheric Chemistry and Physics.
Согласно их расчетам, облака, образованные в результате следов, будут оказывать в три раза большее влияние на климат в 2050 году, чем в 2006 году. Основной причиной этого является воздушное движение, которое, по прогнозам, увеличится в четыре раза к 2050 году.
Бок и Буркхардт сделали акцент в работе на то, как инверсионные следы изменяют радиационный баланс Земли. Основываясь на данных, сколько энергии Земля поглощает от Солнца и сколько тепла затем излучается обратно в космос, они пришли к неутешительному выводу: вклад ледяных следов от самолетов в радиационный баланс вырастет с 50 милливатт на квадратный метр в 2006 году до 180 милливатт на квадратный метр в 2050 году. Таким образом, он растет быстрее, чем выброс CO2 от воздушного движения.
По словам Буркхардт, даже если кажется, что следы распались, ледяные кристаллы могут сохраняться в облаках. Спутниковые снимки иногда показывали огромное скопление таких следов.
Но у исследователей есть некоторая надежда на то, что часть проблемы может решить появление альтернативных видов топлива. Оно повлияет как на выбросы углекислого газа, так и на свойства инверсионного следа. Если в выхлопе содержится меньше сажи, значит, меньше кристаллов льда образуется в следе. Но содержание сажи должно быть уменьшено более чем на 50%, говорится в работе.