Лофотенские острова – архипелаг с небольшими городками и крохотными рыбацкими деревушками. Величественные горы, красивые ущелья, пляжи с белым песком, великолепные пейзажи, мягкий климат, круглогодичная морская рыбалка, северное сияние – все это и многое другое как магнит притягивает туристов со всего мира.
Согласно только официальной статистике, на острова с населением менее 25 000 человек ежегодно приезжает более полумиллиона человек (столько официально может поселиться в гостиницах), неофициальная статистика показывает цифру в миллион туристов в год (это не считая порядка 300 000 человек, сходящих на берег городков с круизных лайнеров на несколько часов).
Основной статьей дохода островов остается рыбная отрасль (здесь ловят, обрабатывают и высушивают треску), доходы от туристической деятельности составляют до 30%, но точной статистики нет. Однако туристы приносят не только доход, но и проблемы, в том числе, экологические.
Согласно норвежскому законодательству, природа является общим ресурсом, и каждый имеет право на доступ к нему, поэтому в стране вообще нет такого понятия как курортный сбор. Стоит отметить, что муниципалитеты выступали за его введение – это позволило бы построить и содержать необходимую инфраструктуру. Однако Правительство данную инициативу не поддержало как противоречащую законодательству.
Кроме того, в стране нет написанных формальных правил поведения на природе, как и штрафов за ненадлежащее с ней обращение: для норвежцев само собой разумеющимся является нахождение наедине с природой и пространством, в тишине и созерцании, в активном отдыхе на свежем воздухе. Но при этом им в голову не придет оставить после себя мусор или использовать лес и горы в качестве общественного туалета.
63-летний Янн Энгстад с подросткового возраста водит туристов в горы и показывает местные красоты.
По его словам, несмотря на впечатляющее количество людей, приезжающих на архипелаг, еще очень рано говорить о пике развития туризма. Проблема заключается в том, что отрасль стремительно развивается, а инфраструктура за ней не успевает – именно из-за этого растет нагрузка на окружающую среду.
«Если мы также медленно будем продолжать приспосабливать инфраструктуру для туристической деятельности, то, как мне кажется, у нас уже достаточное количество туристов. Если же мы хотим ускорить темпы строительства инфраструктуры: поставить больше общественных туалетов, мусорных контейнеров, укреплять горные тропы, то можно сказать, что у нас огромный потенциал для привлечения путешественников в наши края», – рассказал он.
По его мнению, недостаток общественных туалетов, мусорных контейнеров и других объектов инфраструктуры – только одна из проблем. Вторая заключается в эгоизме современных путешественников и их зацикленности только на своих интересах.
«Очень часто турист думает только о себе, своем удовольствии и удобстве, забывая о том, что он – один из миллиона людей, которые в этом году посетят архипелаг. Например, если каждый из них «пойдет в туалет в кустики», то кто же после них захочет посещать эту вершину, заваленную использованной туалетной бумагой?».
По словам старшего научного сотрудника Института научных исследований Нурланда Карин Мари Антонсен (Kari Marie Antonsen), муниципалитеты стали предъявлять более высокие требования к туроператорам. Существуют муниципальные программы, созданные для сохранения и обеспечения сбалансированного использования природы и снижения нагрузки на окружающую среду.
Меж тем Янн ведет нас через ущелье к вершине горы и говорит, что он совсем не против еще большего развития туристической деятельности. Он горд тем, что его родному городку есть, что предложить. Естественно, живя всю жизнь на этой территории, он не может не замечать, как сильно она преобразилась за последние десятилетия. Появились хорошие рестораны, большие отели, торговые центры, будут строиться новые аэропорты – все это благодаря турпотоку.
Однако он выступает за то, чтобы все приезжающие, независимо от принадлежности к какой-либо стране, культуре и традициям, понимали, что право пользования общими природными ресурсами несет в себе и обязанности по их сохранению.
«Я предлагаю туристические продукты, которые не загрязняют и не изменяют природную среду, а делают ее лучше, – говорит Янн, подбирая в горах выброшенную пустую пачку из под сигарет. – Очень многие выбрасывают окурки и другой мусор прям под ноги. Хуже них только те, кто по какой-то причине закапывает и прячет свой мусор, оставленный после пикника. Никак не могу понять, зачем они это делают».
Он разработал новый туристический продукт – предлагает походы с целью очистки ландшафта от мусора. Это однодневная экскурсия, в которую входит двухчасовое собирание мусора, который потом отвозится на специальные места утилизации отходов. Участие в подобном туре стоит 1850 норвежских крон (около 14 000 рублей).
«В прошлом году нами было собрано 3,5 млн кг мусора. Это новый вид туризма, предлагающий приезжающим не только любоваться красотами, а делать их лучше, вносить вклад в сохранение окружающей среды».
Он отмечает, что в настоящее время появляется все больше туристов, которые получают удовольствие не только от походов и созерцания природных красот, но и от того, что сами могут улучшить ее состояние. Этот сегмент рынка сейчас стремительно развивается.
«Экотуризм не приносит много денег, но гармонично вписывается в мой стиль жизни. Все мы туристы на этой планете. И у нас нет планеты Б», – философски заключает он, поднимая по пути на озеро пустую банку из-под Кока-Колы.