Опубликовано 16/05/2019, в 12 ч. 51 мин., 649 просмотров

Большинство самых длинных рек в мире "задыхаются" по вине людей

© Greg Brave | Shutterstock

Реки — это артерии Земли, и люди забивают их всяким мусором. И как в ситуации с артериями, забивание рек может привести к проблемам со здоровье планеты. Согласно новому исследованию, опубликованному в Nature, только чуть более трети самых длинных рек планеты остаются свободными от вмешательства человека.

Реки переносят по Земле все виды полезных веществ, включая пресную воду, рыбу, питательные вещества и песок. Но люди стали строить плотины, чтобы регулировать эти потоки воды и вырабатывать электроэнергию, стали селиться на некогда необитаемых берегах. Строительство дорог и урбанизация еще больше нарушили естественное течение рек. Это в значительной степени нанесло ущерб водоемам и экосистемам, а иногда и людям, живущим рядом с ними.

В попытке понять, какими стали реки, международная команда ученых впервые поставила задачу определить, как выглядит «свободно текущая» река. Их определение свободной реки довольно простое: это любые водные пути, которые остаются связанными таким образом, что позволяют экосистемам функционировать так, как они обычно функционируют. Исследователи подсчитали, сколько таких рек осталось, используя данные плотин и речных моделей.

Затем они проанализировали 7,6 миллиона миль рек (расстояние, равное 15 полетам до Луны и обратно). Результаты показывают, что большинство коротких и средних рек по-прежнему в основном свободны, хотя ученые предупредили, что показатели, вероятно, не учитывают дамбы на них.

Результаты больших рек более впечатляющие. Шестьдесят три процента очень длинных рек (620 миль или более в длину) больше не имеют свободного течения, они заблокированы 2,8 миллионами плотин во всем мире. Из 37 процентов мега-рек, которые остаются свободными, большинство находится в Арктике, Амазонке, Конго, во всех районах, которые трудно развивать и которые слабо заселены.

Потеря очень длинных рек, протекающих своим естественным руслом, оказывает огромное влияние на районы, расположенные ниже по течению, а не только на биоразнообразие. Луизиана, например, теряет землю и свои экосистемы отчасти потому, что река Миссисипи, которая когда-то текла свободно, теперь находится под контролем огромной сети дамб. В бассейне реки Меконг в Юго-Восточной Азии снижено передвижение рыбы, это может усугубить продовольственную безопасность.

«В Камбодже большая часть белка поступает из рыбопродуктов», — считают ученые. «Потеря рыбного промысла из-за плотин может иметь прямые и негативные последствия для десятков миллионов людей».

Исследование считается отправной точкой для будущего анализа и принятия решений относительно того, как строить дамбы, стоит ли строить плотины и гидроэлетространции и как сносить существующие (если это вообще требуется), чтобы река текла свободно.