Чем дальше продвигается «мусорная реформа», тем сильнее в регионах страны ощущается противостояние между монополистами – региональными операторами и потребителями их услуг. Все больше потребителей начинают подозревать, что нормативы накопления мусора рассчитываются некорректно.
В екатеринбургском поселке Шарташ жители 450 домов отказываются оплачивать коммунальные квитанции и объединяются, чтобы найти для этого законные основания. Как считают люди, средняя норма накопления отходов для собственников жилья – 260 литров на человека в месяц (26 ведер объемом в 10 литров) – завышена в несколько раз. Откуда берется такое огромное количество мусора ежемесячно? У всех частные дома с участками: пищевые отходы идут в компостную яму, а потом в огород, бумагу сжигают в печках, остаются пластик, стекло и банки от консервов. Активисты частного сектора собирают подписи и обращаются во все возможные инстанции. Пока безуспешно: ведомства отвечают, что региональный оператор действует в рамках закона.
Житель другого уральского города, Нижнего Тагила Игорь Татаринов решил критически подойти к определению норматива и проверить корректность объемов мусора, за вывоз которого приходится платить. Два месяца он наблюдал за вывозом мусора из своего квартала. Жители Нижнего Тагила платят в месяц 143-160 рублей с человека за вывоз и утилизацию ТКО. В Нижнем Тагиле Свердловской области действуют нормативы в 0,169 кубометра мусора на одного жильца многоквартирного дома в месяц и 0,19 кубометра – для одного жителя частного сектора. По данным муниципальных служб, эти числа получены на основании расчётов, которые проводила мэрия Нижнего Тагила в 2016 году.
Игорь Татаринов поставил эти данные под сомнение и решил сам подсчитать реальное количество отходов. Его наблюдения и расчеты свидетельствуют о том, что норматив накопления мусора, заложенный в тариф, завышен в 2,5-3 раза. «Уверен, что подобная ситуация везде. – пишет он. – Накапливать четырнадцать 12-литровых ведер мусора в месяц одному человеку нереально! Это тогда сколько же десятков вёдер еды съесть надо?»
Сейчас в Нижнем Тагиле рабочая группа под наблюдением общественников снова измеряет количество образующихся отходов. Процедура продлится до конца года.
Еще одна мусорная история с Урала: в Екатеринбурге товарищество собственников жилья сумело победить регионального оператора и на треть сократить плату за вывоз отходов. Опыт показывает: сократить расходы на их вывоз можно, не дожидаясь, пока снизят тарифы или нормативы.
Небольшое товарищество собственников жилья (ТСЖ), управляющее обычной панельной 9-этажкой, расположенной в окраинном районе Екатеринбурга, недовольное завышенными нормативами накопления отходов (ТКО), выиграло противостояние с местным регоператором. На согласование у екатеринбургских активистов ушло около трех месяцев.
В Свердловской области норматив накопления ТКО на одного жителя многоквартирного дома равняется 2,6 кубометрам, а тариф местного регоператора «Спецавтобаза» составляет 694,29 рубля за кубометр. Таким образом, ежемесячный расход на вывоз ТКО в районе Компрессорный на одного жителя многоквартирного дома составляет 147,88 рубля.
По мнению директора ТСЖ Оксаны Курбатовой, при таких нормативах получается, что дом производит мусор безостановочно круглые сутки. Сделав элементарные расчеты, Курбатова стала бороться за пересчет нормативов по реальному объему. Поиск правового основания для спора с регоператором с трудом, но нашелся – это Постановление правительства РФ от 3 июня 2016 года №505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Данный документ позволяет потребителю платить за вывоз ТКО только по фактическому объему.
Правда, для этого необходимо организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов. В ТСЖ на Компрессорном так и сделали: установили сетку для сбора пластика, определили место для бумажных отходов с защитой от воды, оборудовали площадку поверенными весами и заключили договоры на вывоз отходов, в том числе с компанией-переработчиком.
У этого екатеринбургского дома полностью закрытый двор, что не так уж часто встречается в старом жилом фонде. Дорожки аккуратно вычищены от снега, детская площадка новенькая. Управляющая ТСЖ Оксана Курбатова показывает журналисту Е1помещение, куда складывают бумагу и картон. На контейнерной площадке четыре аккуратных бака, сетка для приема пластика и отсек под крупногабаритные отходы.
С первого раза преодолеть сопротивление регоператора не удалось – такие схемы не в его интересах. Он потерял часть своей выручки, в том числе на оплате «за вывоз воздуха». Екатеринбургский регоператор «Спецавтобаза», не желая терять в деньгах, обосновывал завышение тарифов грядущими инвестициями в строительство мусороперерабатывающих предприятий. Однако со второй попытки ТСЖ добилось своего. Курбатова недоумевает: почему потребитель должен финансировать заводы, которые будут принадлежать частным лицам и приносить прибыль только им?
«На практике отсек для крупных отходов заполняется за месяц, этот объем как раз умещается в одну машину, и стоит это 3800 рублей, – рассказывает Оксана Курбатова. – Если же считать по нормативу, то выходит, что у нас должно накопиться семь контейнеров. Всего-то и надо было: отвести место сбора макулатуры и организовать сетку для сбора пластика. Подписали договор с «Уралвторма» на макулатуру. Мы заключили контракт, что либо мы им привозим, либо они к нам приезжают и забирают отходы. Всё…»
Глава ТСЖ объясняет: «За мой дом на 1 тысячу жильцов мы по нормативу платим 148 тысяч рублей. Сейчас, по новой системе оплаты: 93 тысячи. Пятьдесят пять тысяч рублей в месяц – экономия. Это, согласитесь, немало… Это очень актуально. Говорю, как многодетная мать. У меня на всю квартиру за мусор уходило рублей 100, сейчас 750. После перерасчета эта строка будет 500 рублей».
Дом на Компрессорном – первое и пока единственное товарищество в Екатеринбурге (из давно организованных), установившее общедомовой газовый прибор учета. «Нам предложили поставить индивидуальные приборы учета газа, это стоило бы 4,5 миллиона. Я пришла в газовую компанию и говорю: «А давайте поставим один общий на дом, вам какая разница? Мы поделим пропорционально площади квартир». Так вот мы платим сейчас в четыре раза меньше норматива. Счетчик обошелся нам в 700 тысяч, окупился за 1,5 года. Газ копеечный получается. А газовики мне говорили сначала: «Ты это не пробьёшь, даже не пробуй», – рассказывает Курбатова. – Я вообще пришла на эту работу, чтобы понять, почему платим такие деньги за ЖКХ, а живем вот так. Теперь понимаю, что, если захотеть считать деньги и научиться это делать, всё получится».
Систему начисления тарифов за вывоз ТКО в Свердловской области сейчас проверяют антимонопольщики – регион вошел в пятерку лидеров по поступающим в федеральное ведомство обращениям в связи с мусорной реформой.
Но адекватность нормативов вызывает вопросы не только у жителей Урала, вопрос пересмотра показателей накопления мусора теперь обсуждается на федеральном уровне. «Нормативы могут быть некорректными, поскольку не везде замеры были проведены правильно. Сейчас в министерстве природы РФ разрабатывается методика расчета нормативов, учитывающих интересы разных категорий граждан. По предварительным прогнозам, методика будет готова уже в апреле. Однако и в этом случае существует опасность. Например, люди поставив один контейнер, могут наполнять его и оплачивать вывоз мусора фактически, а излишки выбрасывать в лес. Это грозит несанкционированными свалками. Сейчас все эти вопросы тщательно прорабатываются», – приводит «Федерал Пресс» слова заместителя исполнительного директора экспертного совета при Правительстве РФ и руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Алексея Макрушина.
Тем временем ничего не мешает перенесению этой схемы на другие регионы. Алгоритм не так сложен. Главное – организовать раздельный сбор мусора по фракциям: пластик отдельно, бумага отдельно, остальное – в неотсортированное. Крупногабаритный мусор – отдельно. Также надо найти подрядчиков на вывоз пластика и бумаги. Направить заявку в администрацию города о раздельном сборе ТКО в доме, указать количество контейнеров, объем. К заявке приложить копии договоров на утилизацию пластика и макулатуры. Следующее письмо – к региональному оператору – на такой-то контейнерной площадке организовано раздельное накопление ТКО, заключены прямые договоры…
Несмотря на то, что число недовольных мусорной реформой и определенными в ее рамках нормативами растет, пока в Екатеринбурге есть только одно ТСЖ, перешедшее на справедливую форму оплаты обращения с отходами.