Опубликовано 11/04/2019, в 15 ч. 28 мин., 602 просмотров

Сибирские ученые разрабатывают новый способ выявления рассеянного склероза

Сибирские ученые предложили быстрый и недорогой способ выявления рассеянного склероза на основе аптамеров и биолюминесцентных белков. Для проведения анализа пациенту будет достаточно сдать кровь. Рассеянный склероз – тяжелое, неизлечимое заболевание нервной системы, при котором патогенные антитела начинают атаковать основной белок оболочки нервных клеток – миелин. Он отвечает за целостность нервных клеток и эффективность протекания сигналов через нервные окончания. Нарушение этого процесса может привести к различным последствиям от легкого онемения, до паралича и слепоты. Разрушение миелина проходит постепенно, поэтому болезнь долгое время не дает о себе знать. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте 15-40 лет.

Ранняя диагностика и своевременное лечение могут замедлить развитие заболевания и улучшить жизнь пациента. На данный момент способы определения рассеянного склероза сложны и не всегда доступны. Для выявления и подтверждения диагноза обычно проводят магнитно-резонансную томографию и анализ спинномозговой жидкости – дорогостоящие, сложные и занимающие много времени методы.

Ученые Красноярского научного центра СО РАН совместно с коллегами из Института фундаментальной медицины и химической биологии СО РАН и Красноярского государственного медицинского университета им. В.Ф. Войно-Ясенецкого предложили выявлять рассеянный склероз с помощью РНК аптамеров и биолюминесцентных белков. Определить наличие заболевания можно будет выполнив анализ крови, что делает этот способ легким, быстрым, недорогим и доступным.

Аптамеры – синтезированные в лаборатории ДНК или РНК молекулы, которые могут распознавать и соединяться с конкретными молекулами-мишенями. В данном анализе мишенью выступают патогенные аутоантитела, которые атакуют миелин своего же организма. Когда аптамер находит в крови пациента клетку-мишень, он связывается с ней. Сама по себе совокупность связанного аптамера и мишени никак себя не проявляет. Чтобы выявить полученные комплексы было предложено предварительно «пометить» аптамер биолюминесцентным белком обелином, который способен светиться. В случае, если мишень не была обнаружена, свечение не возникает.

Исследование проводилось на 177 пробах крови здоровых и больных людей с подтвержденным диагнозом. Сращение аптамера и биолюминесцентного белка позволяет молекулам быть чувствительнее к мишени и обнаруживать ее быстрее. Распознавание здоровых пациентов с отрицательными показателями составляет 96%. Вероятность того, что пациенты с положительными результатами действительно имеют заболевание – 52%. Тест пока еще не способен различать стадии болезни.

«Мы полагаем, что в будущем, после доработки нашей тест-системы, станет возможным распознавать рассеянный склероз, следить за его протеканием и оценивать эффективность используемой терапии. Сейчас для этого используют сложные и дорогостоящие методы. По сравнению с этим диагностика по крови проще, быстрее и выгоднее. МРТ, конечно, так и останется основным методом постановки диагноза, мы не собираемся его заменить. Наш анализ будет удобным дополнительным инструментом, пригодным в том числе и для широкого первичного обследования пациентов» – рассказывает Василиса Красицкая, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института биофизики КНЦ СО РАН.

Исследование проводилось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Результаты исследования опубликованы в журнале Analytica Chimica Acta.