Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Почему млекопитающих не выпускают из "китовой тюрьмы" на Дальнем Востоке

Почему млекопитающих не выпускают из "китовой тюрьмы" на Дальнем Востоке

13/03/2019 10:27 / 👁 926 / Источник / Поделиться:
Тринадцать вольеров в бухте Средняя под Находкой. Официально это место называется Центром адаптации морских млекопитающих. Впрочем, зоозащитники давно окрестили его "китовой тюрьмой". Больше полугода здесь в тесных сетных мешках держат 87 белух и десять косаток. Экологи утверждают: их выловили незаконно и хотели продать в Китай. На ситуацию обратил внимание и Владимир Путин: он поручил до 1 марта определить дальнейшую судьбу животных. Но "узники" до сих пор в неволе. Недавно чиновники Минприроды и Росрыболовства вроде как нашли выход — косаток и белух предложили перевезти в другой, еще не построенный центр рядом с островом Русский. Правда, потом передумали и решили оставить животных на месте еще на три-четыре месяца — для диагностики их состояния. Косатка в вольере в бухте Средняя Приморского края. Фото РИА Новости / Виталий Аньков Косатка в вольере в бухте Средняя Приморского края. Фото РИА Новости / Виталий Аньков

Семеро замерзли, четверо сбежали

Экологи забили тревогу еще прошлой осенью — тогда к ним поступила информация, что в бухте Средняя содержатся 90 белух и 11 косаток. В крошечных загонах размером 12 на 12 метров (это меньше стандартного бассейна) ютились по десять-пятнадцать особей. "Понятно, что места им категорически не хватает. В дикой природе эти животные за сутки проплывают десятки километров. Представьте, что вас с еще несколькими людьми заперли в камеру размером с кухню в хрущевке. Примерно в таком положении оказались эти белухи", — объясняет руководитель общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын. Он с первых дней следит за судьбой обитателей "китовой тюрьмы".

С наступлением зимы животных настигла еще одна беда — холод. Как говорит эколог, белухи нормально переносят низкие температуры, но при условии, что они активно двигаются: "Можно опять привести аналогию с человеком: если вы быстро идете в мороз, то не замерзаете. Но стоит остановиться — ноги коченеют. Так же и у белух. Они не замерзают только потому, что постоянно перемещаются, даже спят в движении. В последний раз мы посещали центр 19 января — были сильные морозы. Ночью температура опускалась до минус 25. В вольерах мы увидели круговерть животных — они отчаянно пытались согреться".

У семи из одиннадцати косаток ученые заметили признаки обморожения. У одного детеныша, Кирилла, кожа буквально слезала клочьями. "Он был наименее подвижен, часто замирал в одной позе. В эти моменты на его спине скапливалась так называемая шуга — кашеобразный лед, — вспоминает Дмитрий Лисицын. — Ветеринары тогда сказали, что этот малыш — не жилец. Врачи диагностировали у него "щадящее дыхание" — такое наблюдается у животных, страдающих от болезней внутренних органов. У Кирилла заподозрили пневмонию".

Жив ли сейчас этот страдалец, неизвестно. Дело в том, что в один из вечеров Кирилл сбежал. То ли сам прогрыз сетку, то ли кто-то ему помог. На последнем настаивают представители фирм, отловивших млекопитающих. Экологам эта версия кажется сомнительной. "Почему тогда не уплыли две другие косатки, которые оставались в этом вольере? И почему побег совершило наименее подвижное, больное животное?" — задается вопросами руководитель "Экологической вахты Сахалина".

Всего же за последнее время из "китовой тюрьмы" сбежали четверо: три белухи и одна косатка. Учитывая, что охраняют вольеры примерно как Алькатрас, к этой версии много вопросов. "Каждый загон — это двойной сетный мешок, который разрезать, а тем более перекусить не так-то просто. Кроме того, вольеры огорожены дополнительной сетью. Загон, откуда пропал Кирилл, стоит в самом центре. То есть животному нужно было прогрызть сетку не только в своем, но и в соседних", — поясняет Лисицын.

Вдобавок по периметру центра установлены камеры, есть глушилка дронов. "При такой технической оснащенности глупо даже предполагать, что там забыли установить сигнализацию, срабатывающую, когда кто-то пытается прорезать сеть. Мы думаем, что "сбежавшие" животные умерли", — делится соображениями эколог.

"До лета не протянут"

Причины переживать за жизнь и здоровье млекопитающих у активистов есть. Во время посещения центра в январе ученые взяли посевы с поверхности кожи животных, образцы выдыхаемого ими воздуха и пробы воды из вольеров. В последних обнаружилось высокое содержание условно-патогенных микроорганизмов — синегнойной и кишечной палочек, стафилококков. "У нескольких косаток — поражения кожи различной степени. В пробах у этих особей мы наблюдали рост различных грибков. Обычно такое фиксируется у ослабленных животных с низким уровнем иммунореактивности организма, — объясняет доцент кафедры микробиологии Московской ветеринарной академии имени К. И. Скрябина Татьяна Денисенко. Она входила в группу ученых, для которых в январе открыли доступ к вольерам.

В марте активистов туда уже не пустили — о состоянии животных они могли судить только по фото, которые им передали журналисты. Но и по снимкам можно понять, что здоровье "узников" ухудшилось. "Поражения на коже мы заметили уже и у белух: одни по виду напоминали герпесовирусную инфекцию, другие — дерматомикозы. У некоторых были гнойные выделения, свидетельствующие о бактериальном осложнении. Также на коже белух имелись выпуклые пятна, которые могут оказаться абсцессами или свищами", — делится наблюдениями Татьяна Денисенко.

Как разъясняет микробиолог, при содержании китообразных следует максимально соблюдать санитарные правила, чтобы обезопасить их от лишних микробов извне. Для этого сотрудники должны обрабатывать обувь дезинфицирующими растворами перед каждым входом в вольер. "Лучше, если люди вообще будут переобуваться и надевать спецодежду, прежде чем приступить к работе с животными. Но в центре в бухте Средняя эксперты ничего этого не увидели", — указывает эксперт.

Зато на фото у одной из косаток ученые разглядели гематомы, причиной которых могут быть травмы или инфекционные заболевания. "Это результат измененного поведения животного. Травмы происходят либо при ударах о бортик понтона при кормлении, либо когда животное пытается таранить сеть, чтобы убежать".

По словам Татьяны Денисенко, если еще месяц назад они давали относительно благоприятный прогноз по здоровью млекопитающих, то сейчас уверены: до лета косатки и белухи в этих условиях не протянут. Тем более что с повышением температуры микрофлора в вольерах начнет развиваться активнее, что ухудшит санитарно-микробиологическое состояние воды.

"Китайцы готовы платить по шесть миллионов долларов"

К "китовой тюрьме" претензии есть, наверное, у всех надзорных и силовых ведомств. Следственный комитет возбудил два уголовных дела: по факту незаконного вылова водных биологических ресурсов и по факту жестокого обращения с животными. Административные дела против четырех компаний, замешанных в отлове ("Океанариум ДВ", "Афалина", "Белый кит" и "Сочинский дельфинарий") возбудили в ФСБ. Росприроднадзор инициировал собственную проверку и также выявил многочисленные нарушения. Несмотря на это, представители вышеуказанных фирм утверждают: животные находятся в бухте Средняя на законных основаниях. Недавно они даже написали письма президенту Путину (есть в распоряжении РИА Новости), в которых просили войти в их положение, посетовали, что "денежные средства по контрактам уже получены", а животных "с нетерпением ожидают в океанариумах зарубежных стран" (это все цитаты). Даже намекнули главе государства, что в случае выпуска косаток и белух России грозят репутационные издержки.

"И это притом что продажа морских млекопитающих, пойманных для культурно-просветительских целей, по нашему законодательству вообще не допускается", — возмущается Дмитрий Лисицын. Эколог объясняет: отлавливать белух и косаток можно, но лишь для того, чтобы показывать их в дельфинариях и океанариумах. Да и то изымать из дикой природы можно не всех животных. Например, на территории центра содержатся плотоядные косатки, которые занесены в Красную книгу Камчатского края. Их ловить категорически запрещено.

"Это очень малочисленная популяция, на Дальнем Востоке их всего 500-600 особей. Взрослых — не более 200. Изъятие двенадцати — очень серьезный удар для поголовья", — подчеркивает эксперт. Кроме того, по утверждению зоозащитников, во время отлова часть китообразных погибает. Дело в том, что косатки живут семьями, выловить одну особь практически невозможно: матери начинают защищать детенышей, запутываются в сетях и захлебываются.

Но кто думает о животных, когда на кон поставлены такие деньги? Экологи уверяют: речь может идти о десятках миллионов долларов. "В нашем распоряжении есть таможенные декларации, на основании которых эти компании вывозили животных в прошлые годы. В них указано, что цена за одну особь достигала одного миллиона 350 тысяч долларов. Сейчас стоимость сильно поднялась в связи с тем, что возникли сложности с поставками. Ведь ни одна страна в мире больше косаток и белух не ловит и не продает! По нашим данным, сейчас китайцы готовы платить по шесть миллионов долларов за одно животное", — приводит цифры Дмитрий Лисицын.

Для справки: сейчас в Поднебесной действуют 27 океанариумов, еще около 30 находятся на стадии строительства. Косатка — украшение любой коллекции, гарантия того, что посетителей будет много. Ради этого предприимчивые китайцы готовы раскошелиться.

"Может оказаться слишком поздно"

На прошлой неделе после поручения Владимира Путина разобраться в судьбе животных чиновники наконец-то представили план по спасению млекопитающих. Всех узников "китовой тюрьмы" предлагается перевезти в акваторию острова Русский, где для них соорудят другой реабилитационный центр. Через некоторое время их вроде как собираются выпустить. Впрочем, экологи убеждены: таким образом косаткам и белухам лишь продлят срок "заключения".

"Новый центр предполагается обустроить в морской акватории. А по закону вся деятельность там проходит экологическую экспертизу. Процедура с учетом общественных слушаний и оценки воздействия на окружающую среду займет не менее трех месяцев. Только после получения положительного решения можно будет начать строительство, — уточняет Дмитрий Лисицын. — То есть еще как минимум три месяца животные будут находиться в бухте Средняя. За это время многие из них смогут "уплыть".

Кроме того, качество воды, уверяют экологи, вокруг острова Русский хуже, чем в бухте Средняя. Ведь расположен он рядом с Владивостоком, где не все благополучно с очистными сооружениями, а также развито судоходство.

Возможно, все эти аргументы были услышаны, но сработали опять не в пользу "узников". Во вторник, 12 марта, стало известно, что косаток и белух решено оставить в бухте Средняя еще на три-четыре месяца. Все это время ученые будут мониторить состояние животных, сообщил журналистам директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Кирилл Колончин. Он также подчеркнул, что пока вопрос выпуска млекопитающих на волю остается открытым. По его словам, белухи и косатки слишком долго находились рядом с человеком и разучились охотиться. Прежде чем их выпускать, необходимо вернуть им этот навык. Иначе есть риск, что не все животные смогут адаптироваться к дикой среде.

Микробиолог Татьяна Денисенко считает, что реабилитацию проводить нужно, но в довольно сжатые сроки: "Судя по состоянию кожи животных, их необходимо выпускать в ближайшее время. Иначе может оказаться слишком поздно".

Последние новости

Популярные новости