Опубликовано 06/03/2019, в 17 ч. 49 мин., 777 просмотров

Российские биологи нашли в муравьях лекарство от рака

Это антибиотик, производимый бактериями

Группа российских исследователей, представляющих МГУ имени М.В. Ломоносова и Сколковский институт науки и технологий, выделили новый штамм актинобактерий выделили из черных муравьев-древоточцев. По словам специалистов, бактерии эти способны вырабатывать нибомицин — вещество с антибиотическим действием, которое может оказаться также противораковым агентом.

Специалисты отмечают, что штамм бактерий, производящих нибомицин был выделен из муравьев Camponotus vagus, принадлежит к роду Streptomyces. Как отмечают микробиологи, муравьи, живущие в очень тесном контакте друг с другом, являются перспективными кандидатами для поиска «полезныхх симбионтов», способных производить антибиотики и обеспечивающих «первую линию защиты» от патогенных микроорганизмов. Речь идет, в первую очередь, именно об актинобактериях. Муравьи Camponotus vagus — одни из крупнейших по размеру представителей мирмекофауны России.

Исследователи отмечают, что о существовании нибомицина известно с середины прошлого века, однако механизм действия этого антибиотика может быть не таким, каким его представляли до сих пор — в частности, эксперименты показали, что он подавляет рост штаммов кишечной палочки, что не вписывается в устоявшиеся представления о нем. Помимо этого, на основании полученных результатов ученые пришли к выводу, что нибомицин может рассматриваться как противораковый агент.

Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале Biochimie.

Как подчеркивают авторы новой научной работы, на сегодняшний день поиск новых антибиотиков важен и в еще одном отношении — болезнетворные микроорганизмы все чаще оказываются невосприимчивы к используемым на сегодняшний день средствам. Недавно Всемирная организация здравоохранения назвала эту проблему одной из наиболее актуальных, стоящих перед современным здравоохранением.